Сенсорное развитие детей
Специальные упражнения
Цель: развитие внимания, восприятия, тонкой моторики.
Оборудование: карточки с рядами геометрических фигур; карточки с силуэтными или контурными изображениями игрушек.
Содержание: ребенку предлагаются следующие задания: обвести по контуру столько квадратиков, сколько звуков он услышит;
обвести кружочки и треугольники: на верхней строчке обвести семь кружочков, а на нижней - на два треугольника больше;
на верхней строчке закрасить второй, четвертый и шестой квадратики красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней - заштриховать;
в разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру изображения игрушек, а затем соединить их дорожками.
Особое внимание уделяется согласованию обследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Зрительно-моторные координации эффективно развиваются при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам; катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх Летающие тарелки, Дартс , Кольцеброс , Летающие колпачки, Попади в цель и др. Следует отметить, что использование элементов соревнования (кто самый точный, кто самый ловкий, кто чаще других попадет в цель и др.) повышает интерес детей к упражнениям.
Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и, одновременно, оцениванию их положения в пространстве способствуют настольные игры Хоккей, Баскетбол, Футбол, Бильярд и др. Интересна и игра Городские дороги, правила которой требуют провести машину по размеченной дороге на планшете до обозначенного зоопарка, больницы, магазина без нарушений и аварий.
Наблюдения за движущимися объектами в пространстве целесообразно начинать с определения изменения положения отдельных двигающихся частей у игрушек, например, у куклы (ручки, ножки), у машины (кузов, дверцы), у домика (окна, двери) и др. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы, движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме или словесной инструкции.
Где зажегся фонарик
Цель: развитие ориентирования в пространстве по зрительно воспринимаемым сигналам.
Оборудование: фонарик.
Содержание: в разных местах темной комнаты педагог зажигает фонарик и просит ребенка определить его местоположение.
Упражнение можно усложнить, предложив ребенку сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.
Пройди лабиринт
Цель: развитие умения зрительно перемещать объекты. Оборудование: схема лабиринта, в центре которого находится ежик, а на выходе - домик.
Содержание: педагог показывает ребенку лабиринт и просит его провести по нему взглядом ежика, который заблудился и никак не может найти дорогу домой.
Наиболее сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния, протяженности до объекта, а также объемности и глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Для решения этих задач используются упражнения для развития глазомера:
определить, сколько шагов до стола, куклы, перекрестка и т.д.; кто сидит дальше: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т.д.;
подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в том же соотношении по величине, как в образце (для этого можно использовать две матрешки разного размера);
показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок) и т.д.;
разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2-4 равные части;
разрезать ленточку на равные части.
В дальнейшем задания можно усложнить, предложив детям определить на глаз расстояние в сантиметрах, метрах.
Усложнение заданий идет также за счет использования наложенных, зашумленных, перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).
Приведем примеры игровых упражнений.
Наложенные изображения
Цель: различение изображений по их наложенным контурам.
Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, букв, цифр и т.д.).
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.
Зашумленные изображения
Цель: различение изображений по их зашумленным контурам.
Оборудование: карточка с изображениями перечеркнутых линиями различной конфигурации, заштрихованных контуров 3-5 разных предметов (геометрических фигур, букв, цифр и т.д.).
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.
Парные изображения
Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий.
Оборудование: парные картинки с 5-7 небольшими отличиями.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть парные картинки, а затем найти и показать различия в изображении предметов.
В качестве игрового материала можно использовать парные игрушки или предмет и его изображение.
Незаконченные изображения
Цель: развитие умения находить недостающие элементы.
Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например: цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.); карандаш.
Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.
Упражнение можно усложнить, попросив ребенка дорисовать предмет по его детали или части; дописать буквы по отдельным элементам.
Точечные изображения
Цель: развитие умения определять предмет по его точечному изображению.
Оборудование: карточки с точечными изображениями предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено.
Перевернутые изображения
Цель: развитие умения определять предмет по его перевернутому изображению.
Оборудование: карточки с изображениями предметов, букв, цифр, повернутых на 180°.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено.
Разрезанные изображения
Цель: развитие навыков зрительного конструирования.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на 2-3 части.
Содержание: ребенку предлагается собрать изображения, используя части предметных картинок.
Задание можно усложнить, разрезав картинки по диагонали, вертикали, горизонтали, на 4-7 частей, изогнутыми линиями.
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них - перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставлять глазам возможность отдыха.
Слушаем и выполняем
Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения:
Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо-влево повернулся, вниз-вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.
Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают веками), закачалось деревцо (не поворачивая головы смотрят влево, вправо). Ветер тише, тише, тише (медленно приседают, опускают глаза вниз), деревцо все выше, выше, выше (встают, поднимают глаза вверх).
Во время зрительной гимнастики дети подходят к окну, смотрят вдаль, отмечают близкие и далекие, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени (5-10 секунд) и др.