Сенсорное развитие детей
Упражнения для тренировки зрения
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
Выполнять движения вправо и влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.
Движение глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленные движения вверх и вниз с максимальной амплитудой, не наклоняя при этом голову. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.
Движение глазными яблоками по диагонали.
Поочередно смотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний.
Смотреть в левый верхний угол, затем в правый нижний. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.
4. Вращение.
Движения выполняются глазными яблоками по кругу -с начала по часовой стрелке, а затем против. Повторить по 3 вращения плавно, без рывков в каждую сторону, при этом голова должна оставаться неподвижной.
5. Моргание.
Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.
6. Фиксация взгляда на кончике носа.
Взгляд фиксируется на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20 секунд. Затем закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.
7. Фиксация взгляда на пальце движущейся руки.
Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее; приблизить палец к глазам и смотреть в течение 3-5 секунд.
8. Зажмуривание.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить чередование несколько раз.
9. Переведение взгляда.
Посмотреть вдаль, затем на близлежащий предмет и снова вдаль. Повторить 4-6 раз.
В целях профилактики зрения у детей по отношению к предметам, демонстрируемым на занятии, должны соблюдаться особые требования. Рассмотрим некоторые из них.
При организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их изображения, контуры) по форме, размеру, яркости, цвету, контрасту пособий, что способствует произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его запоминанию, прослеживанию взглядом траектории движения, определению пространственных ориентировок. При демонстрации цветных изображений желательно, чтобы были использованы яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор - красный, огурец - зеленый и т.д.). При показе дидактического материала и наглядных средств учитываются не только их размеры и цвет, но и контрастность фона, на котором они находятся, и расстояние или удаленность демонстрируемых предметов. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изображений, увеличение коли честна объектов, появление зашумленности фона, Пересе кающихся объектов.
Активизация зрительных функций повышает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, способствует более полному овладении разными видами деятельности.