Сенсорное развитие детей
Восприятие особых свойств предметов
На основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений
Несмотря на то, что проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса, тяжести является недостаточно разработанной в отечественной науке, обозначим не которые практические аспекты ее решения.
Особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности, познаются благодаря совокупной работе анализаторов. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (понюхать, попробовать на вкус, взвесит] на руке, полизать и т.д.) и знакомство с новыми свойства ми обогащают представления ребенка об окружающем ми ре, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются и составляется целостное представление, что дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (по запаху, вкусу или качеству поверхности и т.д.). Если представления ребенка неточные, не полные, он может путать предметы, не узнавать их, нетипично ими пользоваться.
Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, слухового и вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы. Безукоризненная работа органов чувств зависит от состояния центральной нервной системы. А значит, требуется целенаправленная работа по обучению таких детей познанию особых свой ств пр едметов и явлений.
Рассмотрим логику работы по восприятию особых свойств на примере развития обоняния.
Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. Когда-то обоняние играло более значимую роль в жизни человека: помогало выследить добычу, почуять приближение врага, определить пригодность пищи.
Дети узнают, зачем нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета путем активного обследования его обоняемых признаков.
Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:
развитие осведомленности о различных запахах;
умение различать простые запахи.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, среди пищевых продуктов запах свежего хлеба - приятный, а испорченного мяса - неприятный).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:
знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;
сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;
3) различение более сложных (составных) ароматов. Знакомство с часто встречающимися , характерными
запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах хлеба, лука, апельсина, колбасы, кофе, лекарства, цветов и других предметов, обозначают их словом:
запах лука - резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
запах апельсина - приятный, свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т.д.
Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое - нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность . Под руководством педагога выясняется, чем они отличаются друг от друга (сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ приятный, сильный, пикантный запах).
Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов): свежего огурца, лука, сосновой шишки и др.
Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин - это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники - с запахом других ягод и т.д.
Постепенно дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи - и в первую очередь пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить их к осторожному использованию таких продуктов. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, несильно, на расстоянии).
В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния.
Приведем примеры игровых упражнений.