Сенсорное развитие детей
Определи предмет по запаху
Цель: различение предметов по запаху.
Оборудование: повязка на глаза; продукты питания и вещества с различными запахами (хлеб, колбаса, лимон, конфета, мята, цветы, лекарства, крем для обуви и т.д.).
Содержание: ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить вещества и продукты питания.
В качестве игрового материала можно использовать коробочки или баночки, наполненные ванилином, кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами и т.д.
Вспомни, как они пахнут
Цель: оживление в памяти различных запахов.
Оборудование: предметные картинки с изображением различных предметов и явлений (дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, акварельные краски, веточка земляники, цветущий ландыш, еловая ветка, сильный дождь и др.).
Содержание: детям предлагается рассмотреть картинки, вспомнить, как пахнут изображенные предметы и явления, и попытаться объяснить словами.
Три флакона
Цель: различение жидких веществ по запаху.
Оборудование: три флакона, наполненные шампунем, духами, уксусом.
Содержание: ребенку предлагается поочередно понюхать содержимое всех трех флаконов. При этом педагог называет каждое вещество и просит запомнить его запах. Затем ребенок закрывает глаза и определяет содержимое флаконов по запаху.
Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него и др.
Самыми трудными для детей, как показывает практика, являются задания на различение натуральных предметов и предметов с запахом: цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.
Вкусовые качества предметов различаются благодаря пробе на язык. Выделяются четыре основных вкуса: соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов - обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Наибольшая чувствительность к вкусовым раздражителям отмечается при температуре пищи 37-50 градусов, однако бывают исключения (например, мороженое, чай).
Развитие вкусовых ощущений осуществляется одновременно с развитием обоняния, так как восприятие запахов продуктов перед их употреблением стимулирует процесс восприятия вкуса.
В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних людей и неприятным для других: кто-то любит рыбу, а кто-то не переносит даже ее запаха и т.д. Одновременно они усваивают перечень тех продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы и ягоды, уксус и др.).
Работа по различению новых продуктов на вкус аналогична работе по различению запахов.
Приведем примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений.
Определи на вкус
Цель: определение продуктов по вкусу.
Оборудование: повязка на глаза; лук, лимон, соленый огурец, конфета.
Содержание: ребенку завязывают глаза и предлагают кончиком языка пробовать продукты, а затем обозначить свои вкусовые ощущения словами.
Можно попросить детей определить на вкус сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, греча; установить вкусы различных сортов хлеба (ржаной, белый), фруктов (яблоко и груша), видов колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир) и т.д.
Вкусовые банки
Цель: ознакомление с основными видами вкуса. Оборудование: четыре банки с растворами различных вкусов: сладким, соленым, кислым и горьким; пипетки, ложки.
Содержание: педагог берет одну из банок с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус, а затем обозначает свои вкусовые ощущения одним словом. Таким же образом ребенок пробует остальные три раствора и обозначает их вкус.
По окончании делается вывод о том, что жидкости бывают различного вкуса.
Назови вкус продуктов
Цель: оживление в памяти вкусов разных продуктов.
Оборудование: картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки, вспомнить вкус изображенных продуктов и попытаться объяснить словами. При этом обращается внимание на использование разных качественных определений - характеристик вкуса. Например:
лимон - кислый, сочный, освежающий;
чеснок - горький, неприятный;
конфета - сладкая, приторная, приятная;
батон хлеба - ароматный, душистый, приятный.
Разные предметы обладают рядом свойств (температурный режим, весовые категории, вибрационные и некоторые другие признаки), которые познаются с помощью тактильных ощущений в результате непосредственного ощупывания, прикосновения, воздействия на кожные покровы. Рассмотрим, какую роль играет тактильное восприятие при определении температуры и веса предметов.
Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, но сразу же отметим, что это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка.
Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут иметь разную температуру. Постепенно вырабатывается способность концентрировать свое внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. При этом целесообразным будет знакомство с прибором для измерения температуры - термометром (для воздуха, воды, тела человека).
В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, в один из которых налили воду, находившуюся в холодильнике, а во второй - из теплого чайника. Следует сравнить показания, а затем сделать выводы.
Температура тела человека в помещении и на улице остается неизменной (можно измерить температуру человека, объяснив при этом правила пользования термометром) и, значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды может существенно отличаться в зависимости от того места, где она измеряется.