Сенсорное развитие детей
Игры для восприятия температурных различий
Четыре времени года
Цель: закрепление знаний о температурных явлениях в разное время года.
Оборудование: репродукции картин с пейзажами разных времен года (сюжетные картинки с изображением четырех времен года).
Содержание: детям предлагается рассмотреть репродукции картин и ответить на вопросы: В какое время года бывает тепло? Холодно? Жарко?
Какой предмет
Цель: различение температурных состояний окружающих предметов.
Оборудование: картинки или натуральные предметы (например: снег, мороженое, лед; батарея, грелка, руки; утюг, огонь, чайник, печка).
Содержание: педагог показывает картинку, а ребенок говорит, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
Холодный, теплый, горячий
Цель: оживление в памяти температур окружающих предметов и явлений.
Оборудование: картинки (например: утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).
Содержание: педагог предлагает ребенку разложить картинки на три группы: теплые, горячие и холодные предметы.
Кувшины
Цель: определение на ощупь температурных состояний воды.
Оборудование: четыре кувшина с водой различной температуры.
Содержание: педагог дает ребенку два кувшина с максимальным перепадом температур воды и просит его, поочередно охватив их рукой, сравнить температуры. Таким же образом ребенок устанавливает температуру воды в двух других кувшинах. Затем ребенку предлагается расставить кувшины по нарастанию (убыванию) температуры воды в них.
Барические (барии - от греч. barys - тяжелый -п ервая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову давление) ощущения возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука - орган осязания, воспринимают ощущения тяжести, которые дифференцируются и осознаются человеком как ощущения веса. Вес - это количество вещества, определяемое мерой массы (грамм, килограмм, тонна и др.).
Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные, например: перышко и стул, тетрадь и камень и т.п. Соблюдая меры предосторожности, педагог показывает позволяющие оценить вес действия с предметами: подъем одной рукой, двумя руками; взвешивание на одной ладони или на обеих и т.д. При этом следует объяснить свои действия и сделать соответствующие выводы.
В ходе занятий нужно подвести детей к пониманию относительности веса по двум параметрам:
1. Вес не зависит от величины предмета. Для этого предлагается оценить тяжесть предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз тяжесть разных предметов, не трогая их: стул, ножницы, подушка, бумага, игрушки. После ответов следует дать детям возможность самим убедиться в их правильности.
Информативными являются упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (деревянный, пластмассовый и металлический шарики).
2. Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми он сравнивается. Например, учебник по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к тетради - тяжелым. Нужно научить детей при сравнивании предметов по тяжести, составлять сериационные ряды по убывающей или нарастающей их веса, объясняя, какой предмет легкий, какой еще легче, какой самый легкий и наоборот: тяжелый, еще тяжелее, самый тяжелый.
Практическую значимость имеют знания о весе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (чугунная плита, гиря, гантели, ведро с песком и др.) для человека.
Можно познакомить детей с некоторыми видами весов: промышленными старого образца (с двумя чашами и гирями), аптекарскими (с двумя маленькими чашечками и гирьками), весами для домашнего использования (безмен или весы с одной чашей на подставке). Самостоятельно производимые детьми действия взвешивания помогут расширить и уточнить представления об одинаковом весе предметов, различающихся по величине, объему и некоторым другим свойствам.
Различение ощущений тяжести от разных предметов закрепляется в дидактических играх.
Весы
Цель: сравнение веса предметов на руку.
Оборудование: предметы различной тяжести (например: книга и карандаш; камень и лист бумаги; гантели и бумажный самолетик; воздушный шар и футбольный мяч; перышко и тетрадь; гвоздь и семечко).
Содержание: ребенку предлагается, взвесив на руке, сравнить вес предметов и определить, какой из них легче, а какой - тяжелее.
Определи, что легче Цель: сравнение веса предметов на глаз.
Оборудование: картинки (например: книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица).
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и определить на глаз, какой из изображенных предметов самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий.
Ребенка можно попросить определить на глаз степень тяжести реальных предметов (например: нитки, пуговицы, блокнота, папки с бумагами, портфеля и т.д.) и предложить составить ряд по убывающему (нарастающему) весу.
Определи на ощупь
Цель: тактильное определение противоположных свой ств пр едметов.
Оборудование: пары предметов (например: лист бумаги и книга; стакан и грелка; деревянный брусок и резиновая игрушка; сухой носовой платок и влажное полотенце; сырой картофель и вареная морковь; ерш для мытья посуды и атласная ткань; наждачная бумага и носки из кроличьего пуха).
Содержание: ребенку предлагается определить на ощупь противоположные качества и свойства предметов:
тяжелый - легкий;
теплый - холодный;
твердый - мягкий; сухой - мокрый; сырой - вареный; колючий - гладкий; шершавый - пушистый.