Сенсорное развитие детей
Упражнения для формирования чувства ритма
Педагог может предложить детям выполнить следующие задания:
отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;
повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;
ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;
ходьба с хлопками, ритмичными стихами , под удары барабана или бубна;
переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма, темпа, характера музыки;
воспроизведение ритма в движениях рук (по выбору детей).
Кроме того, важно научить ребенка определять эмоции человека по интонации его голоса. Этой цели служит следующая игра.
Угадай эмоции человека
Цель: развитие умения прислушиваться к звукам человеческого голоса и определять по нему эмоции человека.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись голосов людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Содержание: ребенку предлагается прослушать аудиозапись и определить, какие эмоции испытывает говорящий : радуется, огорчается, сердится, злится и т.д.
Развитию фонематического слуха способствуют следующие игровые упражнения.
Узнай по ритму
Цель: узнавание четверостишия по ритму.
Содержание: педагог зачитывает два четверостишия и приводит ритм каждого из них:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу,
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
Дети должны определить - какая схема относится к какому четверостишию.
Звуковой анализ Цель: развитие навыков звукового анализа.
Содержание: педагог произносит разные слова. Дети должны назвать:
первый звук слова;
последний звук слова;
количество звуков, входящих в слово, и т.д.
Определи на слух Цель: определение слов по отдельно произнесенным звукам. Содержание: педагог произносит слова (мак, луна, банан, маска, радуга и т.п.) по звукам с интервалом в 1-2 секунды. Дети должны назвать слово целиком.