Сенсорное развитие детей
Восприятие пространственных отношений
Существующие отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями принято считать их пространственными характеристиками. При этом различаются следующие параметры: величина предметов и их изображений (схем), форма, протяженность, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга, объемность.
Пространственная ориентировка - это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов; кроме того, требуется определенный уровень развития аналитико-синтетического мышления.
Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:
ориентироваться в схеме собственного тела;
определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;
моделировать пространственное расположение предметов;
определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять его;
ориентироваться на поле листа бумаги.
При этом очень важно научиться понимать значение слов и использовать соответствующую терминологию (далеко-близко, здесь-там , верх-низ, справа-слева , впереди-сзади , вокруг, в стороне и др.) .
Рассмотрим основные методические подходы к развитию навыков пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Ориентировка в схеме собственного тела первоначально проводится по вертикальной оси. Ребенок, рассматривая в зеркале свое отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица, в нижней части лица? Анализируется расположение всех основных составляющих тела (головы, шеи, плеч, туловища, рук, ног) и отдельных его частей: рук (ладони, пальцы), ног (колени, стопы). Для закрепления используются дидактические игры.
Мое тело
Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Содержание: педагог показывает на ребенке части тела (туловище, голова, руки, ноги) и называет их. Выясняется, где у человека на туловище находится голова (вверху), ноги (внизу), руки (по бокам - справа и слева).
Затем ребенку предлагается показать правые и левые части тела: правый глаз, правое ухо, левую щеку, правую руку, левую ногу и т.д.
Для обеспечения большей наглядности можно повязать на правую руку ребенка ленту.
Покажи правильно
Цель: закрепление ориентировки в схеме собственного тела.
Оборудование: кукла.
Содержание: педагог в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.). Дети показывают ту же часть на себе.
Детям также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их называют. Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, дети показывают ее на себе.
Ориентировка в окружающем пространстве начинается с определения право- и левостороннего расположения предметов относительно самого ребенка. Педагог объясняет: У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название - правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки?.
Используются следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук:
Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите. В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите. Как называема та рут? (следует показ).
Наденьте на правую (левую) руку браслет.
Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую.
Подбросьте мяч правой рукой.
Переложите кубик левой рукой. И т.д.
Приведем примеры дидактических игр.
Найди пару
Цель: различение правой и левой сторон тела.
Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т.п.
Содержание: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
Какая рука
Цель: различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отображении.
Оборудование: сюжетные картинки.
Содержание: ребенку предлагается определить по картинке, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка, какой рукой здороваются мужчины и т.д.
Можно попросить ребенка объяснить действия педагога, который, стоя перед ними, поочередно выполняет движения правой (левой) рукой (ногой).
Незаконченные изображения
Цель: различение правой и левой сторон в зеркальном отображении.
Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки - левое ухо и т.д.).
Содержание: детям предлагается дорисовать недостающие части тела, а затем назвать их, используя пространственную терминологию.
Таким образом, благодаря многократным действиям правой (у левшей - левой) руки у ребенка вырабатываются зрительно-двигательные связи, обеспечивающие выделение данной руки как ведущей. От этого в дальнейшем и зависит умение разграничивать правую и левую стороны окружающего пространства.
Ориентировка в пространстве начинается с дифференциации отношений предметов и их частей по вертикали (на , над, под, вверху, сверху, внизу и т.д.,).
На следующем этапе анализируются отношения горизонтального пространства - позиции близости: близко, ближе, далеко, дальше. Освоение данного пространства начинается с положений рядом, около; в дальнейшем разбираются отношения (и словесное обозначение) таких отношений, как за (позади, сзади), перед (впереди, спереди), а затем делается упор на право- и левостороннюю ориентировку (справа, слева).
Используются следующие задания:
поднять правую руку вверх - опустить - повернуться направо;
поднять левую руку вверх - опустить - повернуться налево;
вытянуть руки вперед - сделать шаг вперед;
спрятать руки назад, за спину - сделать шаг назад и т.д.
Повышают мотивацию детей при обучении движению в заданном направлении игровые ситуации (например, найти спрятанные игрушки):
Вперед пойдешь - куклу найдешь. Назад пойдешь - медвежонка найдешь. Вправо пойдешь - мяч найдешь. Влево пойдешь - машину найдешь.
Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?
Необходимым условием развития ориентировки в пространстве является осознание детьми двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.
Приведем примеры игр и упражнений.
Пустыня
Цель: осознание диапазона движений в нижней зоне пространства.
Содержание: дети имитируют движения и позы обитателей пустыни (змеи, скорпиона, суслика и др.).
Царство животных
Цель: осознание диапазона движений в средней зоне пространства.
Содержание: ребенку предлагается выбрать любое животное, которое нравится ему больше всего, и продемонстрировать его своеобразный танец. Потом ребенок выбирает образ другого животного, упражнение возобновляется.
Царство птиц
Цель: осознание диапазона движений в верхней зоне пространства.
Содержание: ребенку предлагается изобразить движения птицы (синицы, орла, лебедя и др.).
Определение удаленности предметов по отношению к самому ребенку целесообразно проводить в процессе измерения расстояния до нужного объекта веревочкой, палочкой, шагами (в дальнейшем - метром).
Приведем примеры игр.
Что дальше, что ближе к нам
Цель: развитие глазомера и ориентировки в пространстве относительно собственного местоположения.
Оборудование: метровая измерительная линейка или условные мерки (палочка, веревочка и др.).
Содержание: дети отвечают на вопрос Что дальше (ближе) к нам в комнате?, а потом проверяют с помощью метра или условных мерок правильность ответа.
Назови самые высокие и самые низкие предметы
Цель: развитие глазомера; применение условных мерок для измерения.
Оборудование: метровая измерительная линейка или условные мерки (палочка, веревочка и др.).
Содержание: дети отвечают на вопрос Какие самые высокие (низкие) предметы в комнате? и объясняют, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью метра или условных мерок.
Спереди - сзади
Цель: различение пространственных понятий спереди-сзади .
Содержание: педагог просит ребенка назвать предметы, находящиеся перед ним, то есть спереди, а затем - расположенные сзади. Данную ситуацию можно организовать, специально расположив ряд предметов спереди и позади ребенка.
Откуда звучит голос
Цель: развитие навыков ориентирования в горизонтальном пространстве.
Содержание: одному из детей предлагается встать спиной к остальным участникам и по слуху определить, чей звучит голос и откуда (справа, слева, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т.д.).
Следующий этап работы над пространственной ориентировкой - формирование квазипространственных представлений (определение месторасположения предметов относительно друг друга с обязательным употреблением предлогов: на столе, под столом, в шкафу, около окна, за дверью и т.д.) И их вербализация в виде ответов на отдельные вопросы, отчетов о совершенных действиях, планирования предстоящей практической деятельности. Навыки пространственной ориентировки позволяют определить местоположение человека в трехмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчета (точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет из окружающей обстановки).
Приведем примеры игр и упражнений.
Где что лежит
Цель: формирование понимания пространственных отношений между предметами; использование в речи пространственной терминологии.
Оборудование: различные предметы.
Содержание: педагог раскладывает предметы на столе, под столом, около стола и т.д. и предлагает ребенку сказать, где находится каждый предмет.
Можно попросить ребенка самому расположить предметы по инструкции педагога, объясняя при этом свои действия. Задание можно усложнить, предложив ребенку, используя схему с изображением геометрических фигур, расставить на столе предметы, соответствующие им по форме, по ходу выполнения объясняя свои действия.
Выполни задание
Цель: формирование умения определять пространственные отношения с помощью употребления предлогов.
Оборудование: различные предметы.
Содержание: ребенку предлагается расположить предметы в пространстве по инструкции педагога - положить книгу на стол, поставить ведерко под стол, поставить стул около стола, положить игрушку в шкаф и т.д.
Головоломка
Цель: развитие навыков ориентировки в пространственных отношениях между предметами.
Оборудование: лист ватмана с изображением последовательности предметов мебели и элементов букв, часть из которых повторяются; лист бумаги и карандаш (для каждого участника).
Содержание: детям предлагается выполнить следующие задания: переписать элементы букв, находящиеся перед рисунком стола, позади шкафа и др., а затем определить, в каких буквах есть эти элементы.
Наиболее сложными для детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу (например, расстановка кукольной мебели, сервировка игрушечного стола и т.д.).
Ориентировка по плану (комнаты, улицы и т.д.) также требует специального обучения.
Автомобили
Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве.
Содержание: по сигналу педагога дети начинают двигаться в различных направлениях, изображая автомобили и периодически изменяя направление движения и скорость.
Можно предложить детям поставить свой автомобиль на автостоянку, пользуясь схемой маршрута.
Твой путь в школу
Цель: описание схемы маршрута с использованием пространственной терминологии.
Содержание: ребенку предлагается рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т.д.), используя при этом пространственную терминологию. В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и т.д.
Фигуры высшего пилотажа
Цель: моделирование пространственных отношений на плоскости.
Оборудование: фланелеграф , модель самолета.
Содержание: моделью самолета педагог выполняет на фланелеграфе разные фигуры, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута, используя пространственную терминологию.
Моделью самолета может управлять и один из детей, остальные участники объясняют изменения маршрута движения. Можно предложить ребенку представить себя в роли летчика, который ведет самолет, используя для этого схему маршрута полета.
Следопыты
Цель: развитие навыков ориентировки по схеме пространства (комнаты, парка, стадиона).
Оборудование: рисунок-схема определенного пространства (комнаты, улицы).
Содержание: детям предлагается найти спрятанную в комнате игрушку, используя для этого рисунок-схему.
Можно предложить одному из детей спрятать игрушку и составить рисунок-схему комнаты с указанием места, где она находится, а затем остальным участникам - найти игрушку. По тем же правилам игра может проводиться на улице, в парке, во дворе и т.д.
Разведчики
Цель: определение направления и его изменение по инструкции.
Оборудование: лист бумаги с донесением.
Содержание: по устной или письменной инструкции педагога дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.
Пример инструкции:
Встаньте у окна, повернувшись к нему спиной,
Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.
Повернитесь налево.
Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз. Что вы видите необычного?
Расставь мебель в кукольной комнате
Цель: развитие навыков ориентировки по плану;
соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.
Оборудование: набор кукольной мебели, рисунок - план комнаты.
Содержание: педагог объясняет, что для куклы Кати купили новую мебель и предлагает детям помочь ей расставить эту мебель, используя план комнаты. Детям демонстрируется план и выясняется, какую мебель обозначают условные контуры. Затем дети расставляют мебель по плану комнаты, объясняя при этом свои действия.
Особое внимание в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью занимает формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола. В первую очередь детям даются понятия о разных сторонах, углах и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа.
Используются задания:
расположить фишки или геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции педагога, перемещать их в пространстве листа (стола);
рассмотреть картинки и ответить, какие игрушки нарисованы слева, что нарисовано в центре и т.д.;
составить из разрезанной на части предметной или сюжетной картинки целую по образцу и без него.
В процессе выполнения данных заданий детям нужно усвоить следующее: лист бумаги (любого размера и по-разному расположенный) - это определенное ограниченное пространство, имеющее свои параметры (верх и низ, середину и стороны, центр и углы); на нем можно отразить реальные пространственные отношения между предметами.
Приведем примеры игр и упражнений.
Что где находится
Цель: развитие навыков ориентировки на плоскости листа по готовому изображению.
Оборудование: лист бумаги с изображениями различных предметов, расположенных в разных его частях. Содержание: ребенку предлагается назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем, посередине верхнего края листа и т.д.
В качестве оборудования можно использовать таблицу с изображениями геометрических фигур разного размера и цвета.
Внимательно слушай и рисуй
Цель: закрепление навыков ориентировки на плоскости листа.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Содержание: педагог называет геометрические фигуры с указанием их места расположения на листе (например: слева вверху нарисовать прямоугольник, справа от него -к вадрат, в центре - круг и т.д.). Ребенок выполняет рисунок согласно инструкции.
Предварительно разделив лист на четыре части путем сгибания, можно дать следующую инструкцию: В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем левом углу - круг и т.д. Задание можно усложнить, указав ребенку не только геометрическую фигуру и ее месторасположение на листе, но и цвет.
Самый внимательный
Цель: различение горизонтальных и вертикальных направлений.
Оборудование: таблица с шестью рядами по шесть букв.
Содержание: ребенку предлагается выписать все согласные буквы, например, из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда и т.д.
Графический диктант
Цель: развитие навыков ориентировки на листе бумаги.
Оборудование: лист бумаги в клеточку, карандаш.
Содержание: ребенок ставит карандаш на исходную точку на пересечении линий клеток и по инструкции педагога чертит: две клетки вправо, одну клетку вниз и т.д.
Можно использовать готовый образец узора, который в течение короткого времени демонстрируется ребенку, а затем ему предлагается начертить такой же.
Лабиринты
Цель: развитие навыков ориентировки в схемах соединения двух объектов на листе бумаги. Оборудование: рисунки лабиринтов.
Содержание: ребенку предлагается найти оптимальные пути соединения двух изображенных объектов.
Итак, подчеркнем, что формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе:
действий по подражанию взрослому - ребенок оперирует с объектами, полностью копируя действия педагога и предоставляя отчет о проделанном ;
действий по готовому образцу - самостоятельный анализ ребенком образца (ситуации) с точки зрения пространственных соотношений предметов и их частей с последующим выполнением задания; при этом усложнение идет от повторения знакомых ситуаций к идентичным незнакомым и далее - к созданию вариативных, новых ситуаций;
действий по инструкции взрослого, которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования, выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном;
самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов.
При этом одним из важных условий овладения пространственной ориентировкой является вербализация деятельности.