Сенсорное развитие детей
Восприятие временных отношений
Ориентировка во времени - это развитие чувства времени на основе ознакомления детей с единицами времени. С различными временными категориями ребенок сталкивается повседневно. Данное умение жизненно необходимо; оно дает возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность, учитывая фактор времени.
Умение определять время, чувствовать длительность, правильно использовать слова для его обозначения является главной задачей при формировании временной ориентировки у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Познание категории времени представляет большие трудности в силу некоторых причин:
- время текуче и необратимо, непрерывно, субъективно в восприятии;
невозможность восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длины, массы, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, ощущать мускульно ;
меньшая конкретность временных представлений по сравнению с другими (например, с пространственными) представлениями;
сложность понимания причинно-следственных связей;
преобладание настоящего времени над прошлым и будущим;
обилие и разнообразие временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительность ее употребления (утро стало днем, день - вечером и т.д.);
небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.
Отметим, что особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью значительно замедляют формирование ориентировки во времени, а следовательно, ограничивают использование этих знаний в практической деятельности. Временные представления не только формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся детей, но и отличаются качественно. Такие дети зачастую не знают дней недели, названий месяцев, имеют нечеткие представления о продолжительности отдельных (привычных) видов деятельности, испытывают затруднения при определении хронологической последовательности событий, слабо владеют элементарной временной терминологией.
Чувство времени формируется у детей через знакомство с привычными временными эталонами и на основе стереотипных видов деятельности (например, что длится дольше - урок или перемена, что короче по времени - обед или прогулка и др.). Время как объективную реальность представить очень трудно: оно всегда в движении, нематериально. И дети, не имея возможности непосредственно увидеть время, зачастую сомневаются в его существовании. Поэтому знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться системно в строгой последовательности в процессе предметно-практической деятельности, с опорой на наглядные пособия и дидактические игры.
Временные ориентировки складываются на основе следующих умений:
восприятие временных интервалов: время (части) суток (утро, день, вечер, ночь); неделя, месяц, год; времена года (их последовательность и основные признаки);
измерение времени по часам с точностью до минуты и секунды;
решение несложных бытовых задач на время;
определение течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно и др.).
При этом очень важно приучать детей обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.
Знакомство с временным отрезком сутки начинается с понятий день - ночь, затем - утро - вечер, день - вечер -н очь - утро, утро - день - вечер - ночь. И лишь в дальнейшем делается обобщение о том, что такое сутки. Положительный эффект дает использование графической модели Сутки, на которой разным цветом обозначены части суток, таблицы Режим дня в картиночном и письменном видах, игр с иллюстрациями.
Приведем примеры игр и упражнений.
В какое время суток это бывает?
Цель: формирование у детей представления о сутках и временной последовательности событий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности детей и взрослых в разное время суток (зарядка, умывание, завтрак, уход в школу или на работу, занятия в школе или работа, прогулка, приготовление уроков, игры, приготовление ко сну, сон). Содержание: педагог, показывая одну из картинок, задает ребенку вопросы: Что делает ребенок? Какая это часть суток? Как ты догадался? Когда ты идешь в детский сад (школу)? Когда на небе появляются звезды и луна? Когда солнышко светит ярко? Что ты делаешь утром, днем, вечером, ночью? Что наступает, когда кончается утро? Когда наступает ночь? И др.
Приветствия
Цель: формирование у детей представления о сутках и временной последовательности событий.
Содержание: педагог просит ребенка объяснить, в какое время суток произносятся приветствия Доброе утро!, Здравствуйте!, Добрый день!, Привет!, Добрый вечер!, Спокойной ночи!.
При знакомстве с понятиями неделя, месяц, год, времена года эффективными являются следующие приемы:
использование графических моделей Неделя, Год (календарный), табеля-календаря; отрывных, настольных, настенных, индивидуальных календарей;
ежедневное выделение на табеле-календаре дня недели и месяца года;
фиксирование наблюдений за природой и погодой в Календаре природы и труда;
разработка макетов календарей на определенный месяц, время года.
Для закрепления знаний о временных отрезках используются малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки) и художественные произведения, содержащие временные категории.
Примеры загадок:
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний. (Дни недели,)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы.)
Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет -
Последний лист отпадет. (Календарь.)
Примеры поговорок:
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Осенний день год кормит.
Январь - году начало, зиме середина. И др.
Примеры художественных произведений, содержащих временные категории:
небольшие рассказы, сказки (С. Маршак 12 месяцев, К. Ушинский Четыре желания, Н. Плавильщиков Времена года, Е. Ильин Сказки про вчерашний день и др.); стихотворения А. Фета, Ф. Тютчева, С. Маршака и др.
Целесообразно с этой целью проводить:
беседы по вопросам {Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой месяц первый в году? Какой сейчас месяц? Какой будет следующий месяц? и т.д.);
составление рассказов на разные темы о времени самими детьми: Что было, есть и будет, О любимых зимних праздниках и др.;
дидактические игры Назови время года, Когда это бывает, Отгадай день недели и др.
Неделька
Цель: формирование представления о порядке следования дней недели.
Оборудование: таблички с названиями дней недели.
Содержание: ребенку предлагается разложить таблички с названиями дней недели по порядку, начиная с определенного дня (например, с четверга), или в обратном порядке.
Вариант:
Каждый из детей получает табличку с названием одного из дней недели. По команде педагога Неделька, стройся!
участники выстраиваются в порядке следования дней недели.
Аналогичные задания можно выполнить, используя таблички с названиями месяцев и времен года.
Молчанка
Цель: закрепление представления о количестве дней в неделе и порядке их следования.
Оборудование: круг, разделенный на семь частей - дней недели; набор карточек с цифрами 1-7 (для каждого участника).
Содержание: педагог на демонстрационном круге указывает на день недели, дети поднимают карточку с цифрой, которая соответствует этому дню.
Вариант:
Педагог показывает одну из цифр, дети поднимают картой* ку с соответствующим названием дня недели.
Когда деревья надевают этот наряд?
Цель: формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Оборудование: картинки с изображением деревьев в разное время года.
Содержание: педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.
Вариант:
Каждый из детей получает одну из табличек с названием времени года. Педагог показывает предметную картинку, дети, чьи таблички соответствуют изображенному времени года, поднимают их.
В какое время года нужны эти предметы?
Цель: закрепление понятия о временах года и сезонных изменениях в природе.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки (например: зонт, скакалка, панама, мяч, лыжи, санки, резиновые сапоги, меховая шапка, велосипед, сандалии, теплые сапожки, резиновый круг, варежки, сарафан, плащ, купальник и т.д.).
Содержание: педагог показывает детям изображения времен года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и объяснить почему, а также по каким признакам они определили время года.
Ознакомление с порядком следования месяцев друг за другом можно начинать с любого из них, например, с сентября. Необходимо лишь сохранять систему, определяющую последовательность месяцев в году. Самое важное в работе - постепенно подвести детей к пониманию зависимостей и отношений между изученными единицами времени. С этой целью рекомендуется проведение упражнений:
на сравнение временных величин: определить по календарю, что длится дольше - 5 суток или неделя, 7 суток или неделя, неделя или месяц, год или месяц и т.д.;
составление таблиц соотношения временных интервалов в разных вариантах: 1 год = ... месяцев, 1 месяц = ... дней, 1 месяц = ... недель, 1 неделя = ... дней и т.д.;
решение несложных бытовых задач на время с опорой на календарь: Коля гостил у бабушки с понедельника по среду включительно. Сколько дней Коля был у бабушки?; Зимние каникулы длятся с 1 по 10 января. Сколько дней длятся зимние каникулы?; Календарная весна начинается 1 марта и продолжается 3 месяца. Назовите весенние месяцы и др.
Знакомство с часами и приобретение навыков определения по ним времени проводится в такой последовательности изучения мер времени: час, минута, секунда.
Приведем примеры игр и упражнений.
Разные часы
Цель: ознакомление детей с разными ведами часов; определение продолжительности минуты.
Оборудование: разные виды часов: механические, электронные, песочные; будильник, секундомер; наручные, настенные, настольные и т.д.
Содержание: педагог, используя разные виды часов, засекает на них временной отрезок продолжительностью 1-2 минуты. Детям предлагается выполнить за это время какое-либо задание: что-то нарисовать, собрать и т.д.
По окончании сравниваются показатели различных часов и делается вывод о том, что продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Следует обратить внимание детей на то, что за 1-2 минуты можно успеть что-то сделать , и поэтому время необходимо ценить и правильно распределять в течение дня.
Сколько времени мы тратим?
Цель: формирование умения ценить время и разумно им пользоваться.
Содержание: педагог читает стихотворение С.Я. Маршака Мы знаем, время растяжимо.
Мы знаем, время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его. Бывают у него застои, А иногда оно течет Ненагруженное, пустое, Часов и дней напрасный счет. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы.
Детям предлагается произвести дома подсчет: сколько времени они тратят на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой постель, на дорогу от дома до школы, а затем проанализировать подсчеты и выяснить, можно ли некоторые из перечисленных дел выполнить быстрее и сэкономить на них время.
Цена минуты
Цель: формирование умения ориентироваться во временном интервале, равном одной минуте.
Оборудование: песочные часы на минуту; бумага, карандаши, ножницы, нитки, строительный материал.
Содержание: педагог предлагает детям в течение одной минуты как можно быстрее выполнять какое-либо из заданий.
Примеры заданий:
писать аккуратно одну и ту же букву;
писать подряд числа, начиная с единицы;
связывать обрывки нитей, каждый длиной в
разрезать листы бумаги на полоски;
собирать детали строительного материала в коробку.
Три минуты
Цель: формирование умения ориентироваться во временном интервале, равном трем минутам.
Оборудование: песочные часы на минуту; секундомер; бумага, карандаши.
Содержание: педагог предлагает детям в течение трех минут выполнять какое-либо из заданий.
Примеры заданий:
три раза переворачивать песочные часы;
следить на секундомере, сколько кругов сделает стрелка;
рисовать на листе бумаги круги (по окончании сосчитать, сколько кругов успели нарисовать);
сидеть спокойно в течение некоторого времени. Когда покажется, что три минуты прошли, поднять руку.
Можно использовать задания из упражнения Цена минуты, но без часов. Закончить их выполнение нужно тогда, когда покажется, что три минуты истекли.
По аналогии происходит знакомство с временным интервалом в пять и десять минут. В процессе этой работы очень важно сравнить объем аналогичных по содержанию работ, выполненных за разные промежутки времени (три, пять, десять минут), и подвести детей к самостоятельным выводам.
Часы
Цель: закрепление умения определять время по часам с точностью до одного часа (до одной минуты).
Оборудование: демонстрационная и индивидуальные (для каждого участника) модели часов с подвижными стрелками.
Содержание: дети рассматривают цифры на циферблате часов, передвигают стрелки.
Педагог демонстрирует передвижение короткой стрелки по цифрам, при этом положение длинной стрелки фиксируется на цифре 12. Дети, глядя на модель, называют время с точностью до часа. По заданию педагога они ставят на индивидуальных циферблатах стрелки так, чтобы те показывали 5, 7, 8 и т.д. часов.
После того, как дети освоят первоначальную азбуку чтения часов, можно переходить к азбуке чтения минут. С этой целью демонстрируется движение минутной стрелки на циферблате макета. Затем детям предлагаются задания: поставить на индивидуальной модели такое же время, как на демонстрационной, и определить его; расположить стрелки часов так, чтобы они показывали 7 часов; 11 часов 30 минут и т.п.
Детям также можно предложить решить задачу: Перемена началась ровно в 12 часов и длилась четверть часа. Выразите в минутах, сколько длится перемена, и покажите на модели.