Сенсорное развитие детей
Расставь по порядку
Цель: формирование чувства времени и умения различать длительность разных отрезков времени.
Оборудование: таблички с названиями разных временных отрезков (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Содержание: педагог просит ребенка разложить таблички по порядку, начиная с таблички с названием самого длинного отрезка времени и заканчивая самым коротким.
По окончании можно предложить ребенку подумать и решить, какое дело можно сделать быстрее и почему: построить домик из конструктора или построить настоящий дом; посадить дерево или вырастить его и т.д.
Сравнение временных отрезков может происходить и в устной форме.
Приведем примеры игр и упражнений, которые используются для закрепления понимания течения времени.
Долго-быстро
Цель: формирование умения различать понятия долго-быстро .
Содержание: педагог произносит начало предложения, дети его заканчивают.
Башня из строительного конструктора возводится долго, а разрушается ... (быстро).
Готовят пирог долго, а едят ... (быстро).
Устроить беспорядок - быстро, а наводить порядок.... ( долго).
Намочить брюки - быстро, а высушить ... (долго).
Посадить дерево - быстро, а вырастить ... (долго) и т.д.
Продолжай
Цель: различение временных понятий.
Содержание: педагог произносит начало предложения, дети его заканчивают.
Я хожу в кино редко, а мой старший брат ... (часто).
Осень наступает раньше, а зима ... (позже).
Мы завтракаем утром, а ужинаем ... (вечером) и т.д.
Определи возраст человека
Цель: определение возраста человека по фотографии.
Оборудование: фотографии людей разного возраста.
Содержание: педагог демонстрирует детям фотографии и предлагает показать, на какой из них сфотографирован ребенок, на какой пожилой человек, подросток и т.д.
Кроме того, детей можно попросить разложить таблички с надписями 1 год, 7 лет, 30 лет, 70 лет и др. под соответствующими фотографиями.
Кто старше? Цель: определение возраста человека.
Оборудование: картинки с изображением людей разного возраста (младенец в коляске, дошкольник, ученик, юноша, взрослый мужчина, пожилой человек и др.).
Содержание: педагог просит детей выложить ряд картинок по принципу возрастания или убывания возраста изображенных на них людей.
По окончании детям предлагается ответить на вопросы: Кто в твоей семье старший? Кто младше всех? Кто старше (младше) тебя? Назови всех членов семьи в порядке возрастания или убывания возраста.
Приведем примеры занимательных игровых упражнений, используемых для закрепления временных представлений.
Отгадай загадку
Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес И наконец совсем исчез. (Календарь,)
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
Есть семь братьев:
Годами ровные ,
Именами разные . (Дни недели.)
Протянулся мост
На семь верст,
А в конце моста
Золотая верста. (Неделя.)
Выходили 12 молодцов,
Выносили 52 сокола,
Выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели, дни.)
У меня есть дерево,
На нем 12 веток,
На каждой ветке 30 листьев,
Одна сторона у листа черная,
Другая - белая. (Год, месяц, дни, ночи)
Выросло дерево от земли до неба.
На этом дереве 12 сучков.
На каждом сучке по 4 гнезда.
В каждом гнезде по 7 яиц.
А седьмое - красное. (Год, месяцы, недели, дни.)
Занимательные задачи
Вова и Дима решили по одной задаче за 10 минут. Сколько времени затратил на решение задачи каждый из них?
Сосчитай, сколько лет Вове: если к числу его лет прибавить 7 лет и еще 1 год, то будет 20 лет.
Сосчитай, сколько лет отцу, если к его годам прибавить полсотни и еще 5 лет, то ему будет сто лет.
Два мальчика пробежали
Папа был в командировке два месяца: июль и август, и еще 5 дней. Сколько всего дней был папа в командировке?
Боря гостил в деревне неделю и два дня. Сколько дней гостил Боря в деревне?