Сенсорное развитие детей
Организация коррекционно-развивающей сенсорной среды занятий
Под коррекционно-развивающей сенсорной средой занятий мы подразумеваем специально организованную предметно-пространственную среду: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Основные требования к предметно-развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Учитывая существующие в психологии подходы к формированию психических функций, мы условно разделили весь используемый дидактический материал для проведения работы по сенсорному развитию на несколько групп:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, почтовые (проблемные) ящики, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, геометрическое лото и др. Интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори , на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации , предметы-головоломки и др.);
полифункциональные материалы - объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;
игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, а именно - спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы , обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, зерна, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и коробки, банки, лотки для их раскладывания; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы, наборы веревочек и лент и др.;
природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые способствуют не только овладению познавательными средствами (свойства, качества, величина и др.), но и стимулируют развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка;
оборудование для занятий музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и др.;
оснащение для арттерапии : различные куклы и игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования - игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры - своеобразные знаки пространства -и гровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);
иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.);
наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к скрытым от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., то есть материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий).
В настоящее время существует большое разнообразие дидактических игрушек и игровых пособий, стимулирующих зрительное, тактильное, обонятельное ощущения, слуховое восприятие. Весь дидактический материал должен отвечать требованиям гигиены, безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность. Гармоничность сочетания разных форм, контрастных величин, разнообразие фактуры и цветовой гаммы разных пособий в оформлении сенсорных уголков вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать, оперировать с ними, а значит - познавать.
Для сенсорного развития широко используются дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Все сенсорные дидактические игры условно можно разделить на две подгруппы:
игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений; учатся сравнивать, группировать, исключать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению. В игре воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, обогащается эмоциональная сфера, совершенствуются коммуникативные навыки. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию; дает возможность индивидуализировать работу с каждым ребенком с учетом его умственных и психофизических способностей. Педагог может предложить одну и ту же игру для нескольких возрастных групп, применяя при повторении более сложный ее вариант.
Методика применения дидактических игр заключается в предварительном ознакомлении детей с содержанием и правилами игры, рассматривании используемых дидактических пособий. Сложную по содержанию игру можно объяснить поэтапно. Результат игры должен быть хорошо понятен детям; по окончании необходимо подвести итоги. Также следует помнить, что дети с интеллектуальной недостаточностью из-за свойственной им неуверенности нуждаются в постоянной помощи, одобрении своих действий.
Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.