Сенсорное развитие детей
Моторика и графомоторные навыки
Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Различают крупную (общую) и тонкую (мелкую, ручную) моторику.
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков:
скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Известно, что в основе любого действия - видения, слышания , говорения, письма, чтения - лежат так называемые базовые схемы-движения. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Итак, ответ на вопрос Зачем и в каком объеме педагогу-психологу нужно заниматься моторикой? очевиден: развитием крупной и мелкой моторики педагог-психолог занимается в том объеме, который необходим для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира.
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и объектов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, с возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе; ориентируются в схеме собственного тела и т.д.
При этом познание происходит на основе разного по модальности восприятия (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.
Приведем примеры упражнений с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание):
подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками, одной рукой;
будары мячом о стену и ловля его двумя руками, одной рукой;
^подбрасывание воздушного шара вверх и удерживание его в воздухе как можно дольше;
ходьба по начерченной на полу линии;
прыжки попеременно на одной и на другой ноге;
прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
повороты туловища вправо и влево;
подлезание под натянутой веревочкой;
бег на коленках (четвереньках);
метание в цель различных предметов (мяч, стрелы, кольца, мешочки с песком).
Возможно использование игр малой и средней подвижности с элементами основных движений (Дартс , Кегли и др.).
Кроме того, двигательные упражнения используются для формирования такого компонента учебной деятельности, как саморегуляция . Отметим, что у детей с интеллектуальной недостаточностью этот компонент формируется только в результате специального обучения.
Приведем примеры усложняющихся заданий, способствующих выработке саморегуляции .
Вариант 1:
присядь и возьми мяч - выпрямись;
присядь и возьми мяч - выпрямись - потянись вверх, подняв мяч над головой;
присядь и возьми мяч - выпрямись - потянись вверх, подняв мяч над головой - опусти мяч до груди и брось его в кольцо.
Вариант 2:
поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед;
поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево;
поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад;
поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад - опусти руки.
Чем сложнее инструкция (много звеньев, трудные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети.
Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций, а точнее сказать - произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:
повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;
объяснение (в отдельных случаях - показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить;
установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;
по окончании выполнения - рассказ ребенка о том, какие действия и в какой последовательности он выполнил;
- самооценка ребенка точности выполнения инструкции.
Отметим, что на результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых и соревновательных элементов.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координацию разных частей тела (например, позу туловища и наклон головы при письме).
Приведем примеры таких упражнений:
перекладывание и перебрасывание мяча из руки в руку;
подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной рукой;
метание в цель, выполняемое на ограниченной поверхности (например, из начерченного круга);
упражнения в равновесии (ходьба по скамейке и т.д.); упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли и др.).
Под термином тонкая моторика понимаются высоко-дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, В настоящее время доказана зависимость развития речи и интеллекта в целом от степени сформированности тонких движений рук.
Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной четкости и координированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной ТРУД рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами ), при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.
Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:
составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;
нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера - на нитку с иголкой;
сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);
застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
доставание бусинок ложкой из стакана;
складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
продевание нитки в иголку;
пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;
стирание ластиком нарисованных предметов;
капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
надевание и снимание колечка (массаж пальцев);
втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;
комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);
прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;
нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках);
сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);
игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.