Сенсорное развитие детей
Игры по развитию тонких движений рук
Рамки с застежками Цель: развитие тонких движений рук.
Оборудование: рамка, обтянутая тканью из двух половинок, к каждой из которых пришито по 5 тесемок (тесемки одной половинки по цвету отличаются от тесемок другой).
Содержание: ребенку предлагается завязывать и развязывать банты, соединяя две половинки ткани.
Можно использовать рамки с разными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, кнопками, петлями, застежками из ремешков и др.
Развитию тонкой моторики рук помогает работа с пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывании под углом, скатывании округлых форм, прищипывании , вдавливании, сглаживании.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Подчеркнем, что хороший эффект дает проведение специальной пальчиковой гимнастики, сочетающей развитие всех пальчиков руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих социальную зону руки) и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление. Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в течение 2-3 минут на каждом занятии по 5-7 раз в медленном темпе, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе - это зависит от направленности упражнения.
Вначале даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные - разнотипные движения. Подчеркнем, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.
Приведем примеры упражнений на развитие статической координации движений пальцев рук.
Гнездо - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней, имитируя форму гнезда.
Фонарики - руки поднять вверх, кисти рук опустить, пальцы раздвинуть и тянуть вниз, имитируя форму фонарика.
Буквы - изобразить руками буквы О, Л, М, П , Т и др.
Замок - пальцы обеих рук соединить в замок, на слова чик-чик (поворот ключа) - разъединить.
Олень здоровается - руки поднять вверх и скрестить, пальцы широко раздвинуть, головой и руками делать легкие наклоны вперед.
Упражнений на развитие динамической координации движений пальцев рук.
Пальчики здороваются - соединить кончики пальцев обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т.д. - под счет от одного до пяти.
Пальцеход (на плотном ковролине нашито 20 пуговиц -п о 10 в 2 ряда) - походить, наступая на пуговицы указательными пальцами обеих рук.
Соревнования по бегу - изобразить с помощью среднего и указательного пальцев ноги бегунов; сначала по столу бегут пальцы правой, затем левой руки, далее обеих рук.
Необычное животное - изобразить с помощью пальцев сначала правой, а затем левой руки, как передвигается по столу животное, у которого пять ног. Посчитай-ка - сжать сначала правую, а затем левую руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их поочередно.
Командир - сжать руку в кулачок, разжимать пальцы по одному под счет: Ты командир, а твои пальчики - солдаты. Командуй: раз, два, три....
Упражнений на ритмическую организацию и переключаемость движений рук.
Кулак-ладонь - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая - выпрямлена и наоборот).
Кулак-ребро-ладонь - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками одновременно.
Сжимание и разжимание кистей рук - выполнение обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена и наоборот).
Кольцо-зайчик - переходы из одной статической позы в другую; поочередное выполнение каждой рукой, затем обеими руками одновременно.
Барабанщик - один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
Имитационных игр и упражнений для кистей рук.
Оркестр - одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах, другие отгадывают, кто на чем играет. Затем дети меняются ролями.
Работники - дети поочередно изображают работу с ка-ким-то орудием труда (ножницами, молотком, топором, пи-
лой , лопатой, граблями и др.).
Поймай рыбку - ребенок с помощью игрушечной удочки пытается подцепить за специальное отверстие пластмассовых рыбок.
Упражнения, где дети изображают:
мытье рук перед едой;
стряхивание воды с кистей рук;
полоскание белья;
надевание перчаток;
поглаживание кошки;
танцующие пальчики.
Упражнений для расслабления рук.
Массаж пальцев от ногтевых фаланг к основаниям и потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны.
Можно использовать стихотворное сопровождение.
Например:
На моей руке 5 пальцев, 5 хватальцев , 5 держальцев . Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять.
Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем И опять писать пойдем.
Пальчик, пальчик, где ты был? С этим пальцем в лес ходил, С этим пальцем щи варил, С этим пальцем кашу ел, С этим пальцем песню пел.
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни -Так и эдак, эдак - так -Не обидятся никак.
Нормализации тонуса мелких мышц способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.
Отметим, что дефицит в развитии сложно координированных графических движений руки значительно затрудняет овладение письмом.
В данном случае полезны следующие упражнения:
штриховка в разных направлениях, с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
штриховка различными видами линий: сплошной, пунктирной, волнистой;
заштриховывание нескольких предметов на одном рисунке;
раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
обведение рисунка по контуру, копирование; рисование по опорным точкам; дорисовывание изображений;
рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности; разлиновка; графический диктант;
заполнение точками квадратов одновременно обеими руками;
рисование геометрических фигур, изображений (одинаковых и разных) по образцу и самостоятельно одновременно обеими руками;
штриховка нарисованных треугольников, кругов, квадратов в одном и разном направлениях одновременно обеими руками.
Трудные виражи
Цель: соединение двух изображений безотрывной волнистой линией.
Оборудование: карандаш, схема (рисунок) пути для машинки.
Содержание: на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик (гараж). Педагог говорит ребенку: Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Постарайся - ехать посередине дорожки. Будь внимателен и осторожен.
Движение не прекращай. Тебе нужно доехать до дома без остановок.
Безотрывному проведению линий служат любые виды упражнения Лабиринт.
Графические навыки обеспечиваются совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного , речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического. Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует, кроме того, навыков организации движения в пространстве (то есть динамической организации двигательного акта) и сформированное™ ряда координации - зрительно-моторных, слухо-моторных , слу-хо-зрительных . В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений:
развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук;
ориентирование на нелинованном и линованном (сначала - в клетку, а затем - в линейку) листе бумаги;
обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
отработка элементарных графических навыков;
- формирование навыков соотнесения звука и буквы. Техническая сторона письма, несомненно, сложна: от детей требуются значительные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на начальном этапе обучения - не более пяти минут.
Подчеркнем, что работа над развитием движений руки является одновременно и работой по формированию различных перцептивных (обследующих) действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.