Сенсорное развитие детей
Кинестетическое и кинетическое развитие
Кинестетические ощущения (от греч. Kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение) - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его . Данный вид ощущений возникает в результате раздражения специальных рецепторных образований (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.
Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И.М. Сеченовым, который считал, что мышечное чувство является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.
Кинестетические ощущения тесно связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды: вкусовых, болевых, температурных, зрительных. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др. Мышечно-двигательная чувствительность также способствует правильной ориентировке в пространстве.
Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных - в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных - при письме, речедвигательных - при произношении, тактильно-двигательных - в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.
Недоразвитие кинестетической чувствительности вызывает возрастание двигательной недостаточности при выполнении особо сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация движений, то есть сенсомоторная координация.
Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляется в процессе длительной тренировки с использованием специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, а также физических упражнений, направленных на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию верхних и нижних конечностей и других частей тела. При этом обязательным условием успешности обучения является применение ориентировочной основы действия, то есть наличие четкой, Доступной, поэтапной словесной инструкции, сопровождаемой показом упражнения.
Кинестетическая чувствительность тесно связана с кинетическим фактором развития детей (от греч. kinema - движение). Кине - мельчайшая единица движения, как бы буква движения тела. Таким образом, кинетика как наука изучает совокупность телодвижений человека, применяемых в процессе общения, а также его поведение в таких невербальных проявлениях, как мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), вокальная мимика (интонация, тембр, ритм и др.), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний).
Двигательное действие - понятие психологическое; по механизму возникновения оно всегда произвольно и преднамеренно (то есть сознательно управляемо), а следовательно, и мотивированно - формируется исходя из определенного смысла. Выделяются предметные двигательные действия, действия по перемещению тела, действия по установке и поддержанию позы, коммуникативные действия.
Двигательная реакция человека на разнообразные ситуации является врожденной, она имеет приспособительный характер. Познание мира ребенком начинается именно с двигательных действий: малыш берет предметы, манипулирует с ними, зрительно обследует с помощью движения глаз. Позже добавляется речедвигательныи компонент моторики, то есть называние предмета. Движение служит рабочим инструментом при восприятии предметов и их свойств, а также явлений окружающего мира. Гибкое управление телом позволяет ребенку быстро и точно воспринимать воздействия и реагировать на них. Овладение разнообразными движениями подготавливает ребенка к учебной и трудовой деятельности, поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального развития.
Свободное владение своим телом осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов.
Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных и др.) и внутренних (проприоцептивных ) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном повторении движения. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности и нужной скорости.
Развитие сложных двигательных умений первоначально формируется как двигательный образ каждого отдельного движения. В свободном поведении эти образы выстраиваются в определенный алгоритм, который руководит движениями. Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:
1) зрительном - ребенок наблюдает за выполнением движений другими людьми;
2) словесном (понятийном) - ребенок называет эти движения (командует себе или другим) или слушает команду других людей;
3) двигательном - ребенок самостоятельно выполняет движения.
Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, в этом случае обеспечивается быстрая реакция ребенка при восприятии на любом из уровней. Успешность восприятия движений способствует более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеет регулярность повторений и закрепления движений, положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка.
Сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений ребенку помогают упражнения:
на смену положения туловища (вытягивание вверх туловища и рук, затем - полное расслабление и выполнение полуприседания);
на смену качества движения (резкие движения в напряженной ходьбе сменяются мягкими плавными движениями в мягкой ходьбе и др.);
на движение в разных направлениях (движение вперед-назад, вправо-влево, по диагонали) и использование при этом разных уровней пространства (верх, низ, середина).
Главное при выполнении двигательных упражнений -П очувствовать свое тело, сформировать правильные представления о его позе в статическом положении и в движении на основе пережитых кинестетических ощущений.
Необходимо вырабатывать у ребенка умение сохранять позу. Этому способствуют самые простые упражнения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т.д.) и более сложные движения (прыжки, различные действия с предметами: перемещение, перестановка и т.д.).
Важно сформировать у детей положительный образ своего тела в движении. Этого можно достичь через овладение выразительными движениями.
Свободному владению мышцами лица (мимикой), а также овладению другими способами невербальных коммуникаций способствуют мимические и пантомимические упражнения.
Кроме того, необходимо помочь детям овладеть приемами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения и эмоционального раскрепощения.
В процессе данной работы важно уделять внимание формированию способности произвольного управления движениями, так как сами дети не могут длительно контролировать свои движения ни со стороны предполагаемого внешнего результата, ни со стороны самого двигательного процесса.
Способность ребенка к произвольным действиям проявляется:
в оценке партнера и организации ответных действий;
программе своей деятельности и осуществлении регуляции внимания;
корректировке своей деятельности по ходу ее выполнения.
Для достижения наилучшего результата рекомендуется использование разнообразных форм организации детей: индивидуальных, парных, групповых упражнений, а также игр, связанных с двигательной активностью. Все это способствует коррекции психомоторной сферы ребенка.
Применение музыкального сопровождения при выполнении упражнений усиливает коррекционный эффект, а также создает положительный эмоциональный настрой.