Сенсорное развитие детей
Игры и упражнения для развитие компонентов двигательной сферы
Сделай по рисунку
Цель: формирование умения принимать позу тела по картинке.
Оборудование: карточки со схематичным изображением человечков в различных позах.
Содержание: ребенку показываются карточки со схематичным изображением человечков в различных позах и предлагается принять такие же позы.
Возможен показ поз и движений другим ребенком или взрослым.
Каток Цель: формирование точности выполнения движения. Оборудование: мяч.
Содержание: ребенку предлагается покатать стопой мяч в направлении вперед-назад.
Упражнение следует выполнять обеими ногами поочередно.
Сборщик
Цель: развитие точности мелких движений ног.
Оборудование: мелкие предметы различной формы (например, пуговицы, ластики, листочки бумаги и т.п.).
Содержание: ребенок садится на пол и сгибает в коленях ноги, а затем пальцами одной ноги начинает собирать рассыпанные по полу мелкие предметы.
По доске
Цель: развитие равновесия, координации движений и сознательного ощущения собственного тела.
Оборудование: эллипсис длиной
Содержание: ребенку предлагается пройти по эллипсису так, чтобы при каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой, при этом неся в руках какой-либо предмет.
Через речку по мостику
Цель: развитие равновесия и координации движений.
Оборудование: доска или скамейка.
Содержание: ребенку предлагается пройти по доске или скамейке, сохраняя равновесие.
Скульптура
Цель: развитие произвольности движений, зависящих от слухового сигнала.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись спокойной музыки.
Содержание: под аудиозапись спокойной музыки дети свободно перемещаются по комнате. Как только музыка выключается, дети останавливаются, принимают какую-либо позу и стараются удержать ее в течение нескольких секунд.
Противоположное действие
Цель: закрепление двигательной реакции на заранее обозначенный зрительный сигнал.
Содержание: перед началом упражнения педагог объясняет детям, что одно из его движений им нужно выполнить по-другому. Например, вместо вытянуть руки вперед -о твести руки назад и т.п.
Педагог показывает движения, дети их повторяют, учитывая оговоренное правило.
Запретное число
Цель: корректировка двигательной реакции на словесные сигналы.
Содержание: педагог называет упражнения и количество их повторений. Дети все выполняют, если в инструкции не прозвучит запретное число (например, четыре), обозначенное до начала упражнения.
Съедобное - несъедобное
Цель: формирование двигательной реакции на словесную команду.
Оборудование: мяч.
Содержание: педагог, произнося названия предметов, поочередно бросает детям мяч. Дети его ловят, если услышат название съедобного продукта (например, яблоко), и отбивают, если будет назван несъедобный предмет (например, карандаш).
Стоп-сигнал
Цель: развитие произвольности действий на разные сигналы.
Содержание: дети свободно перемещаются по комнате. Услышав один из заранее оговоренных сигналов (например, хлопок в ладоши), дети останавливаются, услышав другой (например, два хлопка) - изменяют направление движения.
Иголка и нитка
Цель: развитие согласованности своих действий с действиями партнеров.
Содержание: один из детей - иголка - бегает, меняет направление движения и скорость, выполняет какие-либо действия (хлопает в ладоши, подпрыгивает и т.д.). Остальные участники - нитка - повторяют его движения.
Назойливая муха
Цель: выполнение ситуационных движений.
Содержание: педагог просит детей представить, что вокруг них летает муха, и предлагает ее отогнать - сморщить нос, попытаться сдуть, смахнуть рукой, нахмуриться и т.д.
Медвежонок в малиннике
Цель: выполнение ситуационных движений.
Содержание: педагог предлагает детям изобразить медвежонка, который ест малину и урчит от удовольствия.
Страна кукол
Цель: формирование кинестетических ощущений в движении.
Содержание: детям предлагается изобразить разных кукол:
Резиновая кукла: тело полностью расслабленно (тело без костей), движения мягкие, плавные. Дети находят напряженные места в теле, учатся чувствовать и понимать возможности своего тела, а также управлять им.
Пластмассовая кукла: тело напряженно, движения закончены (с точками). Дети развивают способность сохранять равновесие, запоминать и удерживать позу.
Марионетка: тело расслаблено, движения прерывисты. Упражнение направлено на осознание центров движения.
Свободная кукла. Дети сами выбирают образ и, находясь в нем, выполняют движения.
Имитация
Цель: выработка выразительности движений.
Содержание: педагог просит ребенка изобразить летящую бабочку, прыгающую обезьянку, скачущего кенгуру, подпрыгивающий мячик, распрямляющуюся пружинку, раскачивающийся маятник, плывущую рыбку, идущую по следу собаку и т.д.
Пешеходы идут
Цель: выработка выразительности движений.
Содержание: педагог просит детей изобразить, как, по их мнению, идет: старушка с собачкой на поводке; ученик, опаздывающий в школу; старичок с палочкой; мама, ведущая за руку малыша; военные и др.
Выполни движения Цель: выработка выразительности движений. Содержание: детям предлагается изобразить следующее:
поднять тяжелый чемодан;
поочередно взять в руки очень холодный и очень горячий предметы;
пронести в руках легкий пакет;
на улице жарко и др.
Зоопарк
Цель: передача характерных поз и движений.
Оборудование: стул.
Содержание: педагог ставит в центре комнаты стул и предлагает детям, поочередно за него садясь, с помощью выразительных движений изображать какое-либо животное.
Остальные участники пытаются угадать, кого изображает ребенок.
Иностранец
Цель: активизация невербальной коммуникации. Содержание: педагог просит детей представить, что к ним в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, и предлагает попробовать пообщаться с ним, не произнося слов: показать класс, школьные принадлежности, пригласить пообедать.
Через стекло
Цель: овладение способами невербального общения.
Содержание: педагог делит детей на пары и просит представить, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Детям предлагается с помощью мимики и жестов передать друг другу содержание какого-либо сообщения, например: вернись домой; надень шапку, а то холодно; купи бананы и др.
Театр масок
Цель: передача эмоций через позы и движения.
Содержание. Педагог, изображая фотографа, просит детей показать выражение лиц различных героев, например злого волка, радостного Буратино, рассудительного кота Матроскина , беспечных трех поросят и др., а затем замереть на несколько секунд для того, чтобы отснять кадр.
Хлопай и качайся
Цель: расслабление тела.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись спокойной музыки.
Содержание: под аудиозапись спокойной музыки дети выполняют раскачивания тела, сопровождая их хлопками в ладоши.
Спать хочется
Цель: расслабление тела.
Содержание: педагог предлагает детям изобразить ребенка, который хочет встретить Новый год, но засыпает: у него повисли руки, опустилась голова, ноги расслаблены, все тело обмякло.
Насос и надувная кукла
Цель: почувствовать свои ощущения от расслабления и напряжения разных частей тела.
Содержание: педагог распределяет детей на пары и предлагает одному из них изображать надувную куклу, из которой выпущен воздух и которая лежит расслабленно на полу, а другому - насос. Второй участник накачивает куклу воздухом, ритмично наклоняясь вперед и произнося на выдохе звуки с-с-с .
Кукла постепенно надувается: ребенок распрямляет руки, садится на корточки, медленно встает, надувает щеки и разводит руки в стороны. Кукла надута - ребенок напрягает конечности, после чего второй участник делает вид, что выдергивает шланг. Кукла сдувается - ребенок расслабляет конечности, медленно садится и выпускает воздух из щек.
Холодно-жарко
Цель: чередование расслабления и напряжения всего туловища и отдельных его частей.
Содержание: услышав сигнал холодно, дети сжимаются и напрягают мышцы. Услышав сигнал жарко, расслабляются.
Котенок
Цель: чередование различных состояний тела.
Содержание: педагог предлагает детям представить себя котенком и изобразить, как котенок спит, потягивается, умывается, выгибает спинку, сердится и др.