Сенсорное развитие детей
Восприятие формы, величины, цвета предметов
Выделение формы, величины, цвета - обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия - основа развития интеллекта.
Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов возникает только на основе многократного применения на практике различных способов, проб и приме-риваний , сравнений самых разных объектов в самых разных ситуациях, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов. Знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный-короткий , высокий-низкий , толстый-тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) изначально происходит посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины и цвета достигается путем соотнесения свой ств пр едметов с уже усвоенными эталонами.
Рассмотрим основные методические подходы к формированию эталонных представлений о форме, величине, цвете предметов.
Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Первые представления о форме закладываются в дошкольном возрасте в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем - самостоятельное называние. Основные задачи при знакомстве с формой предмета связаны с обучением ребенка мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур (внимание обращается на то, что треугольник, прямоугольник, овал и другие фигуры бывают разного размера: побольше или поменьше, подлиннее или покороче и т.д.).
Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, сопоставления элементов фигур и др. Особое внимание следует при этом уделить обучению моделирующим движениям - обведению фигуры по контуру и ощупывающим движениям. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей.
Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах, и др. Кроме того, развитие данных навыков происходит в процессе рисования и конструирования.
Приведем примеры игр и упражнений.
Найди пару
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два комплекта геометрических фигур, один из которых вырезан из толстого материала (оргстекло, фанера), другой - из более тонкого (картон).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке оба экземпляра той фигуры, которую назвал педагог.
Каждую фигуру - на свое место
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: набор геометрических фигур; таблица с изображением геометрических фигур.
Содержание: ребенку предлагается разложить шаблоны геометрических фигур в том порядке, в котором они изображены на таблице, а затем назвать их.
Найди предмет указанной формы
Цель: определение формы предметов.
Оборудование: набор геометрических фигур; картинки с изображением предметов различной формы.
Содержание: ребенку предлагается, поочередно называя геометрические фигуры, найти картинки с изображением предметов, похожих на них по форме.
Определи форму предмета
Цель: определение формы предметов.
Оборудование: перфокарта с прорезями геометрических фигур; картинки с изображением электроприборов и мебели (телевизор, магнитофон, торшер, стол, кровать и др.).
Содержание: педагог раскладывает перед ребенком картинки с изображением предметов. Ребенку предлагается в соответствующую прорезь перфокарты вписать название предмета, изображение которого похоже на данную геометрическую фигуру.
Из каких фигур состоит машина?
Цель: выделение геометрических фигур в конструкции предметов.
Оборудование: картинка с изображением машины, состоящей из геометрических фигур.
Содержание: педагог показывает ребенку картинку и просит определить, какие геометрические фигуры и в каком количестве включены в конструкцию машины.
Коврик
Цель: выделение отдельных геометрических фигур. Оборудование: коврик, состоящий из геометрических фигур; набор геометрических фигур.
Содержание: педагог раскладывает перед ребенком коврик и дает ему набор фигур. Ребенку предлагается рассмотреть коврик, а затем среди элементов набора найти фигуру, которой нет на коврике.
Какая фигура лишняя?
Цель: различение геометрических фигур. Оборудование: наборы геометрических фигур. Содержание:- педагог раскладывает перед ребенком ряды геометрических фигур, например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить свое решение.
Составь целое из частей
Цель: обучение конструированию из геометрических фигур по образцу.
Оборудование: образцы конструкций, состоящих из геометрических фигур; набор геометрических фигур.
Содержание: педагог раскладывает перед ребенком фигуры и предлагает составить из них конструкцию по образцу.
Можно попросить ребенка составить конструкцию по памяти или по описанию.
Волшебный замок
Цель: выделение геометрических фигур по рисунку.
Оборудование: картинка с изображением замка.
Содержание: педагог показывает ребенку картинку и просит определить, из каких геометрических фигур состоит изображенный замок.
Определи правильно Цель: выделение геометрических фигур по рисунку.
Оборудование: конструкция, нарисованная на листе бумаги и состоящая из множества разных треугольников; вырезанный из бумаги треугольник; чистый лист бумаги; карандаш.
Содержание: педагог кладет перед ребенком нарисованную конструкцию и треугольник. Ребенку предлагается найти на рисунке такой же треугольник, а затем расположить его на листе бумаги так, как показано на рисунке, и обвести карандашом.