Прогулки в детском садике
Наблюдение за кипреем на экологической тропе
Цели: продолжать знакомить с лекарственными растениями;
закреплять знания о кипрее, его особенностях. Ход наблюдения
На лугу расцвел кипрей — Вот семья богатырей. Крепки, статны и румяны В стали братья-великаны. Славный выбрали наряд — Куртки пламенем горят!
Кипрей еще называют иван-чаем, или медовым цветком. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может быть, потому, что бедным Иванам был другой чай не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван. Летом в июле на глухих лесных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие прозрачные свечи, малиново-красным огнем горят островерхие шапки красивых и пышных цветов. Кипрей очень хороший медонос. Прилетят пчелы, попросят у иван-чая меду. А он им кивнет: Пожалуйста, пчелки, берите, сколько хотите! Придет больной человек, нарвет листьев и цветков иван-чая, попьет горячего отвару и поправится.
Исследовательская деятельность
Посчитать количество лепестков у кипрея.
Найти два одинаковых цветка.
Измерить высоту стебля кипрея.
Найти самый высокий (низкий) кипрей.
Трудовая деятельность
Прополка сорняков в аптекарском огороде.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
Назови меня.
Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты.
Лиса и зайцы.
Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа
Перебрасывание друг другу мяча сверху.
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Наблюдение за осенним лесом
Цели: формировать обобщенное представление об осени как о времени года;
учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;
закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);
воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход наблюдения
Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы.
Как нам узнать березу среди других деревьев?
Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
Какого цвета ветки?
Зачем корень дереву?
Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)
Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это рот березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.
Воспитатель организует игры с детьми.
На месте не стой, вокруг березки хоровод построй.
Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?
Раз, два, три быстрей осину найди.
Как называется это дерево? (Осина.)
Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)
Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)
Сколько стволов у осины?
Какого цвета листья?
Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.
Исследовательская деятельность
Собрать листья осины и березы для гербария.
Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).
Приложить березовый листок к осиновому . Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)
Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.
Воспитатель задает детям вопросы.
Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)
Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)
Почему не нужно срезать и ломать ветки?
Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)
Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)
А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.)
Подвижная игра
С кочки на кочку.
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
развивать силовые качества.