Прогулки в детском садике
Наблюдение в аптекарском огороде
Цели: закреплять знания о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада;
формировать умение и желание беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на растения в аптекарском огороде, задает вопросы.. Почему, крапива растет на аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они останавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витаминами К , С.)
Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения — с июня по август.)
Чем богаты плоды шиповника? (Витаминами А, Р , В, С. Содержат яблочную и лимонную кислоту: плоды шиповника следует собирать только зрелые, когда листья на кустах начнут менять свою окраску на осеннюю.)
Почему на нашем аптекарском огороде растет кипрей? Как еще его называют? (Иван-чай.)
Чем полезен кипрей? (Его используют при болезнях желудка, как противовоспалительное средство.)
Заготавливают листья и цветы кипрея во время цветения в июле. Они богаты витамином С , помогают при болезнях желудка. Особенно вкусный чай получается из одних цветов.
Календула (ноготки). Цветки этого растения можно заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином С , обладают противовоспалительными, ра-нозаживляющими действиями. Отвар из цветков календулы используют в виде полосканий при ангине.
Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертости на ноге или пораненному пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А , К, С. Листья подорожника способствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаивают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период цветения растения.
Мать-и-мачеха. Собирают листья в июне, июле. Настой листьев применяют как отхаркивающее средство.
Правила поведения в природе:
из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную книгу;
нельзя вырывать растения с корнем;
лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;
нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Исследовательская деятельность
Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку.
Трудовая деятельность
Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка.
Цель: формировать желание трудиться в коллективе.
Подвижные игры
Северные олени.
Цели: формировать знания о северных оленях, их повадках;
развивать умение передвигаться длинными прыжками.
Лиса мышкует.
Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертываться от ловишки.
Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу. Цель: развивать ловкость, выносливость.
Наблюдение за черникой
Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — черникой.
Ход наблюдения
Я спросил у Васи:
Чем ты губы красил? У тебя лиловый рот
И усы лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую.
И ответил Вася:
Губы я не красил,
Я черничный пил компот, Вот и стал лиловым рот.
Ягодка черненькая, маленькая, сладенькая, ребятишкам миленька, — так говорили о чернике. Растет она в хвойных лесах, любит сосновые и еловые боры. Их так и называют — сосняки-черничники и ельники-черничники. Растет она и на торфяных болотах. Созревает в июле—августе. Люди давно приметили: когда черника поспела, то и рожь в поле созрела. Молодые листочки черники серебристо-зеленые, листья тонкие, гладкие, с мелкими зазубринками по краям. Листики держатся на коротких черешках. В конце мая — начале июня на кустах черники появляются небольшие цветки на коротких цветоножках. Черника — прекрасный медонос, привлекающий шмелей, пчел и других насекомых, которые и опыляют ее цветы. Черника — чудодейственное растение. В плодах есть сахар и витамин С Недаром говорится: Положил чернику в рот — избавился от хвори на весь год.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит ягода черника?
Как выглядит растение черника?
Какие полезные вещества содержатся в ягоде черники? Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными . Чем отличаются, чем схожи ? Трудовая деятельность Уборка участка. Цели: учить выполнению трудовых действий;
приучать работать в коллективе. Подвижная игра
Лесные тропинки.
Цель: разнообразить движения в зависимости от условий.
Индивидуальная работа
Общеразвивающие упражнения.
Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.
Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.
Какие бывают камни?
Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)
Назови твердые камни.
Какими камнями легче рисовать на асфальте?
К какой природе они относятся? Почему?
Какие камни прочнее?
Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?
Могут ли камни издавать звуки?
Сравните камни на участке и в овраге.
Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Трудовая деятельность
Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции. Цели: учить трудиться сообща;
развивать творческое воображение. Подвижные игры
Камень, ножницы, бумага. Цели: учить внимательно слушать воспитателя;
развивать усидчивость. Ловкая пара.
Цель: учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
Наблюдение за листопадом
Цели: расширять знания о сезонных изменениях в природе;
формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Все ли деревья изменили окраску листьев?
Какими были летом деревья, кусты?
Как они изменились с приходом осени?
Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)
У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад! Лес осенний конопат ! Налетели конопушки, Стали рыжими опушки, Ветер мимо пролетал, Ветер лесу прошептал:
Ты не жалуйся врачу, Конопушки я лечу, Все рыжинки оборву, Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.
Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
Все листочки падают одинаково? (Нет.)
Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
Исследовательская деятельность
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз.
Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.
Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.
Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Трудовая деятельность
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры
Лиса и зайцы.
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
Хищник — добыча.
Цели: упражнять в установлении связи хищник — добыча;
развивать быстроту бега, ловкость. Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.