Прогулки в детском садике
Наблюдение за смородиной
Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины. Ход наблюдения
Растет в саду Смородины куст. К нему пойду, Попробую на вкус Ягодку черную, Соком полную. Ягодка гладкая, Ты уже сладкая? Коли поспела — Возьмусь за дело: Туесок принесу, С веток стряхну росу, Стану ягодки срывать, На варенье собирать.
Ягоды смородины похожи на маленькие черненькие шарики. Смородина — многолетний кустарник, у него разные листья. Весной на кустах смородины раскрываются цветы, похожие на маленькие колокольчики. Смородина зацветает в саду раньше других ягодных культур. Созревают ягоды смородины в июле. Вкусные, кисло-сладкие, сочные. Самый стойкий витамин С. Ягоды и листья смородины обладают целебными свойствами. Душистые листья смородины кладут в маринады и соления, добавляют их при засолке огурцов, помидоров, грибов и капусты.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядят ягоды смородины?
Какого цвета бывают ягоды?
Какие полезные вещества содержатся в ягодах смородины?
Какие сорта смородины вы еще знаете? Исследовательская деятельность
Найти отличия смородины от шиповника (сравнение листьев, стебля, плодов).
Трудовая деятельность
Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке.
Цель: формировать умение и желание работать сообща.
Подвижная игра
Перебежки.
Цель: учить не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться.
Индивидуальная работа
Упражнение на развитие равновесия.
Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.
Наблюдение за перелетными птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах;
воспитывать познавательный интерес к птицам. Ход наблюдения
Птицы на юг улетают: Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян)
Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, и птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними , так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для перелета: построиться клином, прямой линией и т.д.
Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)
Журавли летят, курлычут. Шлют последнее прощай. За собою лето кличут, Забирают в теплый край.
Исследовательская деятельность
Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.
Трудовая деятельность
Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Подвижные игры
Гуси-лебеди.
Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.
Найди свой дом.
Цели: развивать физические качества — быстроту, ловкость;
совершенствовать ориентировку в пространстве. Индивидуальная работа
Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность.
Наблюдение за ветром
Цели: продолжать учить определять силу ветра;
расширять знания детей о неживой природе. Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Летит без крыльев и поет, Прохожих задевает, Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.)
Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)
Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный , если с юга — теплый.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от веток и камней.
Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры
Коршун и наседка.
Цели: учить слушать команды воспитателя;
развивать внимание. Ветер.
Цели: закреплять представления о связях в природе;
учить внимательно слушать команды воспитателя. Индивидуальная работа
Упражнение с мячом.
Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Наблюдение за ивой осенью
Цель: расширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.). Ход наблюдения
Плыви, плыви, листочек золотой, Вниз по реке, как маленький кораблик. Работу отложу, поставлю грабли К стволу ветлы, склоненной над водой, И побреду, кораблик, за тобой.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит ива?
Какие у нее ветки и листья?
Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)
Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)
Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.) Исследовательская деятельность
Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)
Трудовая деятельность
Сбор листьев для изготовления поделок
Цель: продолжать прививать трудовые умения и навыки.
Подвижные игры
Перелет птиц, Охотники и звери.
Цели: упражнять в беге через разные препятствия;
развивать ловкость. Индивидуальная работа Прыжки со скакалкой.
Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение. Ход наблюдения
Сам в кабину не могу я залезть пока. До чего же велико колесо грузовика. В кузов даже заглянуть не удастся мне, Посмотреть, что там хранится в кузове на дне. А в кабине виден руль, дверца на замке. Но унес ключи шофер на своем брелке. Подожду его чуть-чуть — у него обед, Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.
В. Мирясова
Воспитатель задает детям вопросы.
Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.)
К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)
На какой пвет светофора едут автомобили? (На зеленый.)
Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)
Трудовая деятельность
Уборка опавших листьев. Цели: приучать доводить начатое дело до конца;
воспитывать аккуратность, ответственность. Подвижные игры
Защити товарища, Стой — беги. Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;
учить действовать по сигналу;
развивать ловкость. Индивидуальная работа Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.
Наблюдение за брусникой
Цель: продолжать знакомство с ягодным кустарником — брусникой.
Ход наблюдения
Гибкий стебель повилики Ствол обвил, как поясок. Алой ягоды брусники Н абрала я туесок. Пусть она и горьковата, Но моченая вкусна! Мхов и хвои ароматов Э та ягода полна.
Повилика — растение без листьев и корней, обвивающее своими листьями другое растение.
В сентябре в лесах появляются сочные, сладкие, крупные ярко-красные ягодки, вобравшие в себя лесные ароматы мхов и хвои. В мае—июне на ветках брусники расцветают мелкие бело-розовые цветочки, собранные в кисти по четыре и восемь цветков. Кисти цветов брусники выглядят поникшими, потому что они под тяжестью раскрывшихся бутонов никнут к сырой земле.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядят ягоды брусники?
Как выглядит растение брусника?
Почему это растение называется вечнозеленым?
Какие полезные вещества есть в ягодах брусники?
Что можно приготовить из ягод? Исследовательская деятельность
Сравнить листья брусники с листьями клюквы.
Сравнить ягоды брусники и клюквы.
Трудовая деятельность
Поливка песочного дворика.
Цель: оказывать помощь детям младшей группы.
Подвижная игра
Мяч капитану.
Цели: учить принимать в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера;
воспитывать коллективизм. Индивидуальная работа Перестраивание в колонну по двое.
Цель: способствовать выработке хорошей осанки.