Прогулки в детском садике
Наблюдение за вертолетом
Цели: закреплять знания о воздушном транспорте;
формировать интерес к профессии пилота. Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку предлагает ответить на вопросы.
Без разгона ввысь взлетит — Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Н аш российский ... (вертолет).
Как выглядит вертолет? (Большой , с большим винтом наверху.)
Чем вертолет похож на стрекозу? (Внешним видом.)
Какие бывают вертолеты? (Санитарно-спасательные, военные, грузовые.)
Какая профессия у человека, управляющего вертолетом? (Пилот.)
Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, подводный.)
В чем различия между вертолетом и самолетом? (У самолета скорость больше, чем у вертолета; вертолет может зависать в воздухе, а самолет нет; для взлета самолету нужна взлетная полоса, а вертолет может подняться с места.)
Трудовая деятельность Уборка участка.
Цель: закреплять умения работать сообща. Подвижные игры Самолеты.
Цель: упражнять в беге со словами. Жмурки.
Цель: учить ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Индивидуальная работа
Перейти речку.
Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.
Наблюдение за снегом и льдом
Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды;
формировать реалистическое понимание неживой природы.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Из чего состоит лед?
Какие свойства льда (снега) вам знакомы?
Как образуются снежинки?
Мы — снежинки! Это мы — Парашютики зимы. Это мы над вами кружим, Это мы с ветрами дружим.
Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.
Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики.. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.
Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)
Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый , легкий, рассыпается.)
Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.
Исследовательская деятельность
Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.
Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стаканы плотно или рыхло.
Трудовая деятельность
Уход за растениями, растущими на участке.
Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.
Подвижные игры
Волк во рву, Мышеловка.
Цели: учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;
развивать быстроту, ловкость, выносливость. Индивидуальная работа
Лазанье. Цели: развивать координацию движений;
воспитывать смелость, решительность.
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы В сем другим бесснежным зимам...
Н. Асеев
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь хмурень хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По
ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Воспитатель задает детям вопросы.
За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы. Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры
Игра в снежки.
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.
Наблюдение за огородом
Цели: знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Ход наблюдения
Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты корми нас целый год И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы
Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом)
Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.)
Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.)
Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.)
Где больше снега — у здания или в центре? (У здания.)
Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.
Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Трудовая деятельность
Постройка фигур из снега на участке.
Цели: учить строить из снега фигуры;
воспитывать дружеские отношения. Подвижные игры
Совушка. Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя;
развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
Жмурки.
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа
Попади в цель.
Цель: развивать глазомер и силу броска.
Наблюдение за воробьем
Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения
Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца — Покормите молодца.
В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
Чем отличаются перелетные птицы от зимующих ? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)
Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры
Попади в цель.
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.
Встречные перебежки.
Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Наблюдение за снегопадом
Цели: формировать представление о свойствах снега;
закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;
развить чувство прекрасного . Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы.
При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
Почему снег хрустит под ногами?
Почему снег бывает рыхлый? Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Трудовая деятельность
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижная игра
Снежная карусель.
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Наблюдение за рябиной
Цели: расширять знания о рябине;
продолжать наблюдение за рябиной зимой. Ход наблюдения
Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках — их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить. Стали ярче рябинушки щеки детворы, Щедрые у рябинушки для детей дары!
Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие на вкус ягоды рябины зимой?
Какие птицы прилетают полакомиться ягодами? Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды до мороза и после. Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега. Цель: оказывать помощь дворнику.
Подвижная игра
Кто скорее добежит до флажка?.
Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: продолжать отработку техники прыжка в длину с места;
использовать зрительные ориентиры.
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цели: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок Н а морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясъ, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы, всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют крылатой милицией леса. Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
Подвижные игры
Птицы и кукушка.
Цели: развивать ловкость, быстроту;
выполнять характерные движения по содержанию игры. Лягушки и цапля.
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Развитие движений,
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Наблюдение за трудом дворника
Цели: продолжать наблюдения за работой дворника;
способствовать обогащению словаря;
воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Что делает дворник зимой на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для работы?
Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
Нужна ли работа дворника людям и природе? Трудовая деятельность
Строительство горки из снега для кукол. Цели: учить трудиться сообща;
воспитывать трудолюбие. Подвижные игры
Два мороза, Горелки. Цели: упражнять в беге;
закреплять умение соблюдать правила игры. Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах. Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;
развивать ловкость, выносливость.
Прогулка 8 Наблюдение за оврагом
Цели: закреплять знания о ландшафте;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой.)
Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно измерить снегометром.)
Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают снег, снося его вниз в овраг.)
Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что там глина.)
Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра.)
Исследовательская деятельность
Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
Бездомный заяц.
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
Следопыт.
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.