Прогулки в детском садике
Наблюдение за хвойными деревьями
Цели: закреплять знания о деревьях;
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдений
Воспитатель задает детям вопросы.
Для чего нужен лес?
Что он дает человеку?
Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.
Чем пахнет зима?
Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?
Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.)
Как выглядит ель?
Кто ее сестра?
Когда зацветают ели? (Один раз в 5—6 лет.)
В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в сухих местах не растут.)
А наверху, над мглою этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Г орела яркая сосна.
Почему про сосну и ель говорят: Зимой и летом одним цветом?
Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.)
Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.)
В чем сходство хвойных деревьев?
Чем отличаются деревья друг от друга?
Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)
Исследовательская деятельность
Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
Что растет в родном краю?.
Цели: закреплять названия деревьев;
формировать словарный запас;
прививать бережное отношение к природе.
Наблюдение за серой и черной вороной
Цели: учить сравнивать серую и черную ворону;
находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения
Голос ворона узнает каждый. Кру-кру-кру... — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.
А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижная игра
Раз, два, три — беги!.
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: развивать силу, выносливость.
Наблюдение за общественным транспортом
Цели: закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;
воспитывать интерес к технике и труду взрослых.
Ход наблюдения
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи Б егут, бегут по улицам, друг друга обгоняя. Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре, Укажет он кому идти, кому стоять на месте. Наезда можно избежать и столкновенья тоже — На перекрестках всех дорог наш светофор поможет. Со светофором я дружу, внимательным бываю, На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.
В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Какой общественный транспорт вы знаете?
Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)
Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)
В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)
Из какой двери надо выходить? (Из задней.)
С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)
Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)
Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)
На какой свет светофора? (На зеленый.) Трудовая деятельность Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений. Подвижные игры Цветные автомобили, Салки. Цели: учить действовать по сигналу;
закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты
Наблюдение за ветром
Цели: расширять и углублять знания о неживой природе;
формировать интерес к природным явлениям. Ход наблюдения
Ветер дул всю ночь, Шумели ели, Морщинилась вода. Сосны старые скрипели, Ивы гнулись у пруда, Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет, Ветра будто не бывало, Будто не было и нет. Воспитатель задает детям вопросы.
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Трудовая деятельность
Постройка горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры
Кто самый меткий?.
Цели: упражнять в метании предметов;
развивать глазомер. Зарисуй дерево.
Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.
Индивидуальная работа Найди предмет. Цели: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
находить предмет по описанию.
Наблюдение за снегирем
Цели: расширять представления о пролетных птицах;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдения
Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо — На березе яблоки поспели! Подойду поближе к ней, И глазам не верится — Стайка алых снегирей О блепила деревце!
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)
Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
А у самочки? (Темно-серого.)
Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)
Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)
Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)
Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица, воробей, свиристель.)
Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны.
Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра
Не поется птицам без небес.
Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
Индивидуальная работа
Донеси мешочек корма.
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.