Прогулки в детском садике
Наблюдение за насекомыми
Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;
формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)
Как выглядит муха?
Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)
Муха над нами В верх ногами. Ходит — не страшится, Упасть не боится. Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет.
Почему мух называют вредными насекомыми?
Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)
Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)
Чем кушают мухи? (Хоботком.)
Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)
Где и как муха проводит зиму? Исследовательская деятельность Н аблюдать за полетом мух (длина перелета).
Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться). Трудовая деятельность Посадка семян гороха. Цели: формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);
воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Подвижная игра
Кати в цель, Догони мяч.
Цель: развивать глазомер и точность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
Наблюдение за одуванчиком
Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);
формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
закреплять знания о лекарственных растениях. Ход наблюдения
Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка -— корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.
Много прозвищ у одуванчика: подойничек (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и придорожь (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка — плешивец (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).
Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.
Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет — нарядится В беленькое платьице: Легкое, воздушное, Ветерку послушное.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как выглядит одуванчик?
В какое время можно им любоваться?
Какие прозвища есть у одуванчика?
Почему одуванчик относят к лекарственным растениям? Исследовательская деятельность
Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках? Трудовая деятельность Уборка участка от мусора и сухих веток. Цель: учить видеть результат своего труда. Подвижные игры Найди свой бутон. Цели: учить различать цветы, действовать по сигналу;
упражнять в "беге;
развивать наблюдательность. Попрыгунчик .
Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.
Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
развивать силовые качества.
Наблюдение за подорожником
Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.
Как называют май в народе? (Цветень.)
Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много, там и трава.)
Где тень и сыро, трава не взошла, почему?
Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)
Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)
Почему его так назвали?
Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)
Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)
Кто знает, чем может помочь подорожник? Исследовательская деятельность
Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.
Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.
Трудовая деятельность
Уборка территории.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра
Узнай и назови.
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Индивидуальная работа
Хождение по буму.
Цели: упражнять в соблюдении равновесия;
вырабатывать координацию движений.
Наблюдение за насекомыми
Цели: уточнить содержание понятия насекомые;
научить сравнивать их по существенным общим признакам.
Ход наблюдения
Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки С троят дом себе на кочке.
Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.
Худ да тонок,
Голосом звонок,
Летит — распевает,
Сидит — кусает.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
На ромашку у ворот О пустился вертолет —> Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза.)
На большой цветной ковер Села эскадрилья — То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки.)
Как одним словом называются отгадки? (Насекомые.)
Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)
Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния. У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции. На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.
Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.)
Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)
Как защищаться от насекомых?
Чем питаются насекомые?
Как они передвигаются?
Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)
Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)
Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)
Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?
Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)
Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)
Исследовательская деятельность
Найти божью коровку и определить ее название.
Найти тропу муравья.
Трудовая деятельность
Очистка участка от мусора и снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
Перелет пчел.
Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки;
влезать на свободное место, уступая друг другу;
слезать до конца, не спрыгивая ;
развивать ловкость, внимательность. Мыши в кладовой.
Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку;
учить действовать по сигналу воспитателя. Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Ход наблюдения
Хорошо весной, поле чистое, Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.
Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)
Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
Что произошло со снегом? (Он растаял.)
Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
Каким стало небо? (Ярко-синим.)
Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)
Какая была температура воздуха, когда шел снег?
При какой температуре идет дождь?
Чем отличается поздняя весна от ранней ? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)
Трудовая деятельность
Уборка участка. от весеннего мусора.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
Мы — капельки, Живой лабиринт.
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;
- развивать координацию движений;
формировать навыки коллективной деятельности.
Наблюдение за цветником
Цели: расширять представления о цветнике весной;
закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Назовите садовые цветы.
Назовите полевые цветы.
Где они растут?
Какие цветы вам наравятся? Почему?
Есть ли у вас дома цветы? Какие?
Как вы за ними ухаживаете?
Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Трудовая деятельность Работа на огороде. Цели: закреплять умение работать сообща;
формировать знания о росте и развитии растений. Подвижная игра
Чье звено скорее соберется?.
Цель: упражнять в беге.
Индивидуальная работа
Не упади.
Цель: упражнять в ходьбе по бревну.