Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание эстетического отношения детей к окружающему
Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. готическое воспитание средствами искусства обозначается термином художественное воспитание.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, общей культуры, развитие чувства красоты, исходит отражение в партийно-правительственных документах и, в частности, в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Еще в период становления нашего государства В. И. Ленин и его соратники, Коммунистическая партия придавали большое значение эстетическому воспитанию, что нашло свое отражение в программных документах того времени — в Положении о единой трудовой школе (1918 г.) и Основных принципах единой трудовой школы, подготовленных. Государственной комиссией по просвещению при активном участии Н. К. Крупской и А. В. Луначарского. Относящиеся преимущественно к школе, эти документы сыграли весьма существенную роль в развитии теории и практики эстетического воспитания и в детском саду. Детский сад рассматривался как первая ступень единой системы народного образования: ...Вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собой одну школу, одну непрерывную лестницу. При этом подчеркивалось, что эстетическое начало входит в общую систему воспитания.
Дошкольная педагогика делала тогда свои первые шаги, и те, кто стоял у ее истоков, испытывали серьезные затруднения: не хватало опыта организации общественных дошкольных учреждений, любить свой родной город, край, деревню, иметь привычку отмечать красоту зданий, скверов, улиц; замечать и сравнивать их оформление (вывески, витрины, флаги); воспринимать особенности ритма движения на улице (последовательная смена движения транспорта и людей); видеть, как поддерживается чистота и порядок на улице;
замечать особенности оформления различных помещений детского сада; стремиться поддерживать в них чистоту и порядок;
отмечать красоту поступков, поведения (скромность, смелость, организованность, честность, отсутствие грубости, жадности);
быть внимательным к своим товарищам, коллективно отмечать их дни рождения;
точно соблюдать режим дня в детском саду, все правила поведения; видеть проявление красивого везде и во всем; на физкультурных занятиях соблюдать четкость, организованность и стройность построений, отмечать красоту движений, аккуратно пользоваться игровым инвентарем.
Занятия по видам художественной деятельности. Быть внимательным и активным, слушая музыку, сказки, рассказы, рассматривая картины, сопереживать с персонажами;
эмоционально воспринимать содержание художественного произведения; улавливать связь между содержанием и средствами его выражения (дремучий лес на картине передан темными красками, близким расположением деревьев; веселая плясовая музыка звучит быстро, отчетливо, громко);
узнавать знакомые произведения, запоминать новые, сравнивать их с ранее исполнявшимися;
охотно занимаясь всеми видами художественной деятельности, отдавать иногда предпочтение одному из них;
точно и аккуратно выполнять задания на занятиях; правильно реагировать на результаты соревнований в музыкальных играх, на оценки и сравнение рисунков, исполнения песен и стихов;
проявлять умение вовремя подать свою реплику в игре-драматизации;
выполняя задание по изобразительной деятельности, доводить замысел до конца;
знать, что нужно для того, чтобы песня была хорошо спета, рисунок хорошо нарисован, стихотворение выразительно прочитано;
на музыкально-ритмических занятиях следить за правильностью осанки, стремиться точно выполнять движения, связанные с ориентировкой в пространстве;
усваивать технические навыки в лепке, рисовании, аппликации;
применять слуховые навыки: чисто интонировать, определять, правильно ли спета песня, различать высокие и низкие звуки; регулировать силу звучания, смену темпов в пении, чтении стихов;
проявлять чувство ритма: точно воспроизводить ритмический рисунок песни, передавать отдельные, повторяющиеся его элементы (акценты, метрические ударения); замечать ритмическую особенность стиха; находить симметрию в декоративном рисовании; стремиться выполнять рисунок, лепку, аппликацию технически грамотно, в определенной последовательности;
чувствовать и отличать форму музыкального произведения (части, фразы), поэтического (строфы, рефрены); видеть композицию, симметричность произведения изобразительного искусства;
проявлять творческое воображение при пересказе сказок, стихов, песен, игр, картин, передаче различных образов в играх, находя яркие обороты речи, выразительные интонации и движения;
уметь последовательно и развернуто передавать содержание картины, игры-драматизации, песни;
пользоваться образными выражениями из песенных текстов и стихов; знать некоторые термины, связанные с красками, формами, звуками, поэтическими образами;
давать оценки отдельным доступным детям произведениям искусства, отмечая при этом наиболее яркие, выразительные средства, присущие им;
стремиться правильно оценить собственное исполнение, выделяя наиболее удачные моменты в рисунке, движении, пении, чтении.
Художественная самостоятельная деятельность и развлечения. Знать различные виды зрелищ (кино, театр, цирк и др.), интересоваться ими; понимать общее содержание пьесы, инсценировки, тематику концерта; узнавать и запоминать исполненные песни, стихи, движения;
выражать желание послушать любимые произведения в музыкальной записи (магнитофон, проигрыватель и др.), интересную сказку или рассказ;
по собственной инициативе подобрать по слуху знакомую мелодию на металлофоне, раскрашивать, вырезать, наклеивать, рисовать; играть в музыкальные, словесные и дидактические настольные игры; вспоминать и читать стихи; обсуждать содержание прочитанных книг;
проявлять творческую инициативу и организаторские способности: при составлении программы вечера развлечений или концерта назначить ведущего, артистов, которые будут петь, танцевать, водить хороводы, читать стихи; проявлять выдумку в играх, а также при показе действий персонажей инсценировки; помнить последовательность развертывания действия в игре-драматизации, музыкальном спектакле; оценивать выразительность игровых образов;
исполнять дома наиболее интересные, запомнившиеся сценки из праздничных утренников и вечеров развлечений.