Эстетическое воспитание в детском саду
Изобразительная деятельность
Задачи воспитания средствами изобрази тельного искусства и изобразительной деятельности
В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.
Рисование — графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать некоторые элементы узора (в декоративном рисовании), постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.
Лепка — способом пластического изображения дети должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, птиц, человека; применять материал {глина, пластилин), который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности.
Аппликация — декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.
Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.
Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.
Методика руководства изобразительной деятельностью детей 2—4 лет
Занятия изобразительной деятельностью начинаются в первой младшей группе и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке, на выявление способности замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках).
В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, наклеивать, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными материалами вызывает у них живой интерес. Он поддерживается тем, что воспитатель постепенно дает ребенку различные материалы: яркие цветные карандаши, бумагу, краски.
Задания по изобразительной деятельности строятся так, чтобы ввести ребенка двух-трех лет в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный, совместно с воспитателем рисунок, лепку, аппликацию.
Комплексное воздействие различных видов художественной деятельности способствует созданию эмоционального отношения к образу. Рисуя карандашом, красками, лепя из глины, ребенок лучше воспринимает очертания форм, яркость цветовых пятен, если этому помогают поэтическое слово или песня.
Программа обучения детей первой младшей группы небольшая. Дети знакомятся с разными материалами, приобретают первые навыки работы с ними, знания о том, что на бумаге рисуют карандашом, кистью, которые держат в правой руке, что лепят из глины, раскатывая ее в ладонях.
Детей учат замечать линии, мазки, комочки и понимать, какие они могут изображать предметы и явления. Развивая у них наблюдательность и внимание, воспитатель учит находить сходство с явлениями действительности и воспроизводить несложные предметы {по показу и самостоятельно). Первые образы, нарисованные, вылепленные, ребенок воспринимает как живые и очень им рад.
Программа по изобразительной деятельности во второй младшей группе усложняется тем, что основное внимание уделяется овладению формообразующими движениями. Дети должны научиться не только проводить линии в разных направлениях, но и передавать определенную форму. Для того чтобы нарисовать или вылепить предмет, ребенку нужны навыки владения формой (круглой, квадратной, прямоугольной, в виде шара, цилиндра, диска и др.). С их помощью на рисунке получается дом, машина, ракета, а в лепке — человек, птица, животное. Рассматривая с малышами окружающее, воспитатель обращает их внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет. Закрашивая цветным карандашом сверху вниз или слева направо (не выходя за контур), можно нарисовать яркий красный флажок или воздушный шарик. А вот краской нужно вести только по ворсу и обязательно в одну сторону, чтобы она ровно ложилась на бумаге,
Занятия по декоративному рисованию с двух-трехлетними еще не проводятся. Но их можно заинтересовать наклеиванием квадратиков, кружочков или проведением ярких полос, нанесением точек, мазков, из которых получается рисунок коврика.
Кроме этого, во второй младшей группе дети учатся наклеивать на бумагу готовые формы (геометрические — круг, квадрат; силуэты знакомых животных, птиц, игрушек).
Таким образом, программа по изобразительной деятельности относительно проста, но для успешного выполнения ее требуется применение ряда методических приемов.
В начале обучения рисованию основное внимание уДе-ляется координации рук, так как научиться правильно держать карандаш в правой руке для малыша — большой труд. Воспитатель дает ребенку карандаш и предлагает рисовать на бумаге (делать вращательные, круговые движения); чтобы заинтересовать его, он говорит: Посмотри, какой дым получился... А вот еще и еще, повторяя при этом круговые движения. Ребенок сам начинает говорить: Дым, дым.
Постепенно надо изменить направление движения карандаша и показать, как проводится прямая линия, вызывая ассоциации с дорожками, ленточками, палочками и т. д. Например, предложив нарисовать несколько длинных дорожек, спросить, кто по ним бегает. По этой дорожке побежала киска, по этой — собачка, по этой - девочка,— говорит ребенок. Рисуя с удовольствием, малыши сначала хаотично двигают рукой. Постепенно под руководством взрослого движения их становятся более определенными, координированными, ритмичными.
Желаемого успеха можно добиться скорее, если занятия будут проходить в игровой, занимательной форме. Например, прежде чем нарисовать разноцветные ворота, можно сделать их из строительного материала, чтобы ребенок под ними повозил машины, покатал игрушечных мишек, зайцев. Затем, очертив в воздухе дугу, предложить воспроизвести это на бумаге несколько раз. После такого упражнения дети смогут цветными карандашами нарисовать много ворот разного цвета. Рассматривая детский рисунок, нужно спросить, какие это ворота — высокие или низкие, какого они цвета. Закончив занятие, можно еще раз построить ворота и поиграть. Через некоторое время следует снова дать ребенку бумагу и карандаши, чтобы он нарисовал то, что хочет.
Возникновению образов в первых детских рисунках способствует применение различного художественного материала — карандашей, красок, которыми можно рисовать на цветном фоне.
Так как двухлетние не могут рисовать несколькими красками, необходимо особое внимание обращать на гармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Например, расставить на столах краски соответствующих цветов, чтобы дети рисовали на голубом фоне синими красками, на желтом — красными и т. д. Сочетание цветного пятна с фоном вызывает у ребенка различные ассоциации, создает определенную настроенность. Если, например, оранжевое пятно — огонек, то он будет гореть только на темно-синем или черном фоне. Чтобы образ стал понятнее, воспитатель говорит: Наступил вечер, и загорелись на улице яркие фонарики. Таким образом взрослый направляет развитие творческого начала в детских рисунках.
В народной педагогике существуют различные формы совместных действий: мать играет с малышом в ладушки или сороку. Ребенок эмоционально воспринимает содержание, реагируя жестами, мимикой. Подобные совместные действия могут применяться и на занятиях по изобразительной деятельности с младшими дошкольниками. Ребенка привлекают яркие краски, карандаши, большой лист бумаги; он испытывает удовольствие, рисуя вместе с воспитателем. Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались этим.
Действуя вместе со взрослыми, ребенок чувствует себя увереннее. Предлагая рисовать краской, взрослый обращает внимание ребенка на ее цвет, на гладкость бумаги, мягкий ворс кисточки и делает с ним совместно два-три первых мазка. И вот уже появились осенние листочки, которые закружились в воздухе, или пошел снежок и стал опускаться на землю. Синий фон, красиво сочетаясь с белой гуашью, создает картину зимнего снегопада.
В другом случае занятие можно построить иначе. Например, воспитатель заранее рисует на удлиненном листе бумаги несколько деревьев, кустов. Затем начинает вводить детей в образ снежной зимы. Наступила зима и все покрыла белым снегом — и деревья, и кусты. Нарисуйте, как снежок падает на землю, на деревья, на кусты,— говорит взрослый. Дети самостоятельно выполняют задание. Процесс сотворчества увлекает своей необычностью, помогает любоваться рисунком, находить новые детали: вот побежал волк, за елкой спрятался зайка... Ребенок продолжает развивать первоначальный замысел. В следующий раз воспитатель рисует силуэты домов, вырезает их из темной бумаги и наклеивает. Получается улица города. Детям предлагают зажечь огни в окнах домов. Так постепенно от неуверенных движений карандашом дети переходят к созданию простейших композиций.
Ребенка трех-четырех лет надо направлять на более полное воплощение замысла в рисунке. Это может быть явление природы или общественной жизни (осень, дождь идет, как я гуляю, дом, украшенный к празднику), сказочный сюжет (Репка, Колобок). Взрослый должен помочь выбрать сюжет для рисования. Например, прочитав детям народную сказку Колобок, он может предложить им рисовать, как колобок катится по дорожке. В осеннее время года особенно красив листопад. На прогулке дети наблюдают, как падают листья, разноцветным ковром покрывая землю, а затем изображают это явление в рисунках.
Можно использовать и общественную тематику: праздник 1 Мая, 7 Ноября. На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как украшен город или поселок, а затем предлагает каждому ребенку перенести свои впечатления на бумагу: нарисовать красной краской флажки, нарядных людей, украшенные дома, воздушные шары. Эти рисунки нужно поместить на стенд, чтобы дети увидели, какой получился праздник.
Наблюдая с малышами окружающую природу, следует обращать внимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый, черный), помогать различать их, чтобы использовать затем в рисовании.
Линия, линейный контур — выразительные средства, помогающие ребенку подойти к изображению формы. В зависимости от протяженности линий, их характера на рисунках появляются знакомые образы (трава, большие и маленькие круги). Освоение прямых, ломаных, округлых линий связано с соответствующими движениями руки. Изображение замкнутой формы требует более точных движений и зрительного контроля. Эти процессы еще слабо развиты у двухлетних.
Задания, в которых внимание детей обращается на особенности формы, должны носить образный характер. Например: Шарики летят,— говорит воспитатель, показывая округлые очертания. Дети уверенно проводят замкнутые линии, изображая шарики, повторяют это несколько раз. Овладение такими навыками поможет в будущем рисовать человека, животного.
В процессе рисования по замыслу дети самостоятельно воспроизводят знакомые образы (цветы растут, рыбки плывут, солнышко светит и т. д.), обогащая свою творческую фантазию.
Чтобы ребенок добился хороших результатов в изобразительной деятельности, надо научить его правильно пользоваться красками: аккуратно набирать краску на кисточку, уверенно вести ворсом кисти по бумаге, промывать кисть, прикладывая ее к тряпочке; пользуясь несколькими красками, не смешивать их между собой.
В зависимости от содержания задания чередуются используемые материалы. Например, если надо изобразить капли дождя— воспитатель даст карандаш; огни салюта, падающий снег рисуют гуашью и т. д.
Так же, как при рисовании, в лепке возникают ассоциативные образы, с помощью которых дети дают названия полученным формам, фигурам. По отдельным очертаниям находят, например, сходство комка с животным. Воспитатель поддерживает стремление к образному обозначению и помогает овладеть приемами лепки.
Полно передать содержание замысла малыши еще не могут. Поэтому, вылепив форму какого-либо персонажа, они дополняют его действия словами (машина едет, заяц прыгает и т.д.).
Привлекая внимание к лепке, воспитатель показывает, как можно сделать мишку или петушка, чтобы поиграть с ними. Глядя на это, дети сами стараются вылепить что-либо интересное.
Ребенка учат правильно пользоваться пластилином, глиной: не разбрасывать по комнате, лепить на дощечке.
Чтобы получились яблочки, вишенки, абрикосы и т.д., надо раскатывать комок между ладонями круговыми движениями. А если делать прямые движения, то получатся палочки, бревнышки, из которых выйдет самолет, избушка для зайчика, воротца, скамеечка. Вылепив, например, заборчик, полезно обыграть его, использовать небольшие игрушки: за забором ходит петушок, растет елочка и т. д.
Объемная форма в руках ребенка приобретает значение игрушки, если при обучении пользоваться игровыми приемами. Например, дав ребенку игрушечную белочку, можно спросить, что она ест. Он ответит: орешки, грибы, ягоды. Теперь нужно предложить ему вылепить эти предметы.
На другом занятии, пользуясь тем же приемом, воспитатель может дать детям игрушечного зайчика, чтобы они вылепили морковку (из комочка глины нужно раскатать палочку так, чтобы с одной стороны она была толще, с другой тоньше).
Когда будет много морковок, пусть дети сами угощают зайчика. Игра будет продолжаться и после занятия.
Умение передавать разные формы вырабатывается постепенно. Воспитатель учит ритмично, плавно раскатывать в ладонях комок глины или сплющивать его, сглаживать поверхность. Для этого полезно сначала рассмотреть с ребенком предмет (шары, яблоки, грибы, палочки и т. д.), дать подержать его в руках, а затем предложить вылепить.
Расплющивая комок глины между ладонями, ребенок начинает лепить лепешки, блины, оладушки и угощать ими своих кукол. А когда воспитатель покажет, как сделать предмет из нескольких частей, можно выполнить более сложные задания: лепить грибы и корзиночку, в которую они складываются.
Чтобы вылепить, например, птичку или цыпленка, надо взять два комочка: большой — для туловища, поменьше — для головки, раскатать их в ладонях, а потом, соединив вместе, вытянуть хвостик. Эти фигурки можно расположить на общей подставке (полянка, лужок) и вовлечь малышей в игру: вылепленные фигурки объединить интересным сюжетом. Расставить, например, сделанных детьми утят и сказать: Мама-утка идет, утяток ведет.
Можно организовать интересные игры с этими поделками, используя знакомые стихи, сказки, потешки. Для малыша сделанные из глины зайчик, мишка, птичка — живые, поэтому он во время лепки кормит их, разговаривает с ними. Не следует запрещать игры с глиной. Пусть ребенок расставит фигурки на листе картона, бумаги, чтобы цыплята бегали по траве, а зайка прыгал по лесу. Трехлетние дети, сделав какой-либо предмет, домысливают или дополняют его действия словами.
На занятиях лепкой необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес, эстетическое восприятие формы, развивать координированные движения рук. Для этого следует чаще, рассматривая с малышами поделки, обращать их внимание на выразительность позы того или иного персонажа (цыпленок бежит, упал и т.д.). Вылепленные изделия надо сохранять, позволяя ребенку играть с ними, это способствует самостоятельности.
Начиная с трехлетнего возраста в детском саду проводятся занятия аппликацией. При этом главное внимание воспитатель обращает на расположение и наклеивание готовых частей, чтобы из геометрических форм, чередуя их по цвету, величине, получить простейший узор. С интересом ребенок наклеивает аппликацию, имеющую сюжетную основу (фонарики, домик для куколки, тележку и т.д.).
Перед праздником новогодней елки, например, предложите детям сделать разноцветные кружочки — бусы. Полюбуйтесь ими, покажите ребенку, что и на елке висят разноцветные бусы. Можно использовать и готовые формы, чтобы наклеивать изображение знакомых предметов, персонажей. Например, из двух-трех частей составить картинку: Жил-был зайчик, длинные ушки, Села птичка на окошко, Загудел паровоз и вагончики повез, Посмотрите, посмотрите, вот какой флажок у Мити, Уж ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Прежде чем наклеивать, покажите ребенку, как расположить эти части на листе. Перед праздником, рассмотрев яркий, красивый флажок, можно предложить сделать такой же на бумаге.
При наклеивании фигурки животного следует подумать, как заинтересовать малышей, используя характерные особенности персонажей. Например, птичку наклеить так, чтобы она получилась сидящей на веточке. Раскладывая отдельные части на бумаге, изменяя положение ее головы, туловища, спрашивайте: Что делает птичка?, Почему она подняла {или опустила) головку? И т. д. В готовой аппликации обязательно обратить внимание на то, правильно ли удалось изобразить птичку.
На занятиях аппликацией воспитатель в определенной последовательности объясняет приемы наклеивания. Эти действия с кистью, клеем, готовыми формами ребенок запоминает с помощью вопросов: А что теперь надо сделать?, Как это сделать?, Чего еще не хватает?, Что надо еще наклеить? И т. д. Так как дети трех лет в процессе аппликации наклеивают готовые формы, эти занятия могут предшествовать рисованию. Например, изображая прямоугольную форму, дайте ребенку задание сделать аппликацию: домик, тележку, вагончик.
Детям трехлетнего возраста предлагают составлять картинки из трех-четырех частей: Лети, наша ракета, Праздничный дом, Снеговик во дворе, Заборчик и дерево, Елочка около домика и т. д.
На занятиях аппликацией также используются игровые приемы. Вот один из них. Из цветной бумаги нужно сделать игрушки. Их части заготавливают раздельно так, чтобы после наклеивания получилась картинка любимой игрушки. Это может быть смешной мишка, неваляшка, веселая матрешка или машина, тележка, самолет, ракета и т.д. Перед тем как наклеивать, воспитатель вместе с детьми рассматривает каждую часть отдельно, раскладывает по порядку. Фон лучше использовать цветной, чтобы изображение было ярче.
Выполненные работы следует разместить на видном месте, чтобы все дети увидели, какие красивые получились картинки. Их можно подарить брату, сестре, маме, бабушке. Во время рассматривания сделанных аппликаций надо учить ребенка самостоятельно оценивать свою работу, выражать свое отношение к тому, что изображено. В этом процессе ведущая роль принадлежит взрослому.
Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание детского рисунка, лепки, аппликации, позволяя находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности не могут формироваться в отрыве от образного начала. Необходимо каждый раз опираться на выразительность отдельных средств, материала, ч тобы приобщать детей к художественной деятельности.