Эстетическое воспитание в детском саду
Содержанне и методы обучения изобразительной деятельности детей 4—7 лет
Изобразительное искусство {живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с
новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.
Кроме того, благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувства симпатии, радости или, наоборот, огорчения.
Восприятие произведения изобразительного искусства должно быть целостным, т. е, охватывающим сразу не только содержание, но и средства, использованные художником для воплощения образа. При этом обязательно возникает эмоциональный отклик, определенное отношение к нему. Вот почему педагог, отбирая произведения, должен всегда помнить о том, чтобы они были доступны детям дошкольного возраста.
Восприятие реалистического искусства, представляющего собой образное отражение реальной действительности, требует наблюдательности, памяти, воображения. Это помогает устанавливать ассоциации между окружающей жизнью и искусством, его различными видами, между увиденным ранее и настоящим.
Важную роль играет также и жизненный опыт детей; который с возрастом обогащается. Ребенок начинает осознавать, осмысливать свои непосредственные ощущения, первые жизненные впечатления, постепенно у него развивается способность связывать их с изображением. Дети дошкольного возраста даже при рассматривании картинок, трудных для их понимания, пытаются найти сравнение с окружающим.
Воспитывать интерес и любовь к произведениям искусства надо начинать уже в младших группах детского сада, привлекая внимание ребенка к картинам, скульптурам, которые его окружают.
Дети пятого года жизни умеют отвечать на вопросы по содержанию картины, рассказывать об изображенном действии, различать цвет и форму некоторых предметов.
Шести-сем и летние способны более углубленно воспринимать произведения искусства, Они могут самостоятельно рассказать о том, что изображено, заметить характерные детали, признаки, существенные для раскрытия образов, средства художественной выразительности.
Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, педагог постепенно подводит к умению элементарно оценивать воспринятое. Это выражается прежде всего в предпочтении одного произведения другому. Дети просят показать еще и еще раз то, что им понравилось, запомнилось. Так расширяется их кругозор, накапливается опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения.
Произведения изобразительного искусства широко применяются в воспитательной работе детских садов. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы, используют на различных занятиях {в частности, на художественно-речевых занятиях). В первую очередь это иллюстрации в книгах русских классиков, советских писателей, сборниках произведений народного творчества, книжках-картинках, раскрывающие основную идею литературного произведения, создающие яркие, запоминающиеся образы героев. Внимание ребенка следует направлять как на содержание картины, так и на средства выразительности (линии, краски, расположение предметов в рисунке), чтобы он почувствовал красоту и осмыслил значение изображаемого.
Художественные образы, созданные такими иллюстраторами детской книги, как В, Лебедев, Ю. Васнецов, А. Пахомов, В. Конашевич, Е. Чарушин, Е. Рачев, К. Ротов, А. Каневский, очень конкретны и эмоциональны. Рисунки отличаются красочностью, четкостью линий и композиции, полны жизненных наблюдений. Каждый из этих художников, обладая индивидуальным
оригинальным почерком, добивается высокой выразительности, которую дети дошкольного возраста в состоянии почувствовать.
Развитие активного восприятия художественной выразительности произведения — один из существенных моментов в методике показа иллюстраций.
В первую очередь важно обращать внимание детей на характеристику изображенных персонажей (иллюстрации могут быть цветные или черно-белые), на их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур, а также характерные детали, благодаря которым лучше усваивается смысл изображенного. При показе цветных иллюстраций следует привлекать внимание к цвету. Пятилетних надо побуждать называть цвет предмета, шести-семилетних — подводить к восприятию цвета как средства передачи определенного настроения. При рассматривании необходимо всегда помнить о жанре произведения.
Большое значение для активизации детского внимания имеют вопросы воспитателя, помогающие им понять образ героя, его характерные черты, оценить его поступки, отдельные свойства характера, описать внешность.
Рассматривая иллюстрации к сказкам, надо непременно направлять внимание ребенка на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит). Например, рассматривая иллюстрации к сказке Л. Толстого Три медведя (художник В. Лебедев), необходимо привлечь внимание малышей к сказочности медвежьей комнаты, необычности кроватей, стульев, чашек. Дети пяти — семи лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова Серебряное копытце {художник М. Успенская), которая достигается цветовыми сочетаниями (синий, сказочный цвет).
При показе иллюстраций следует обращаться и к литературному тексту, прочитывая наиболее яркие, образные места.
Другие виды изобразительного искусства — живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство — также имеют большое значение в воспитательном процессе детского сада. Методика использования их очень разнообразна. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям, их самостоятельными высказываниями, рассказом воспитателя, раскрывающим выразительность того или иного образа.
В групповой комнате или в зале устраивается показ художественных произведений: репродукций картин, иллюстраций, скульптуры, декоративно-прикладных изделий. С детьми проводятся экскурсии в музей или на выставки для просмотра произведений, соответствующих программе.
Педагогическая работа по изобразительной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста включает рисование, лепку и аппликацию. Рассмотрим приемы работы в разных группах.
В средней группе детского сада продолжается освоение приемов лепка и рисования различных форм. Большое значение приобретает и изображение предметов, состоящих из нескольких частей; их относительной величины и расположения.
Содержание детских рисунков и лепки значительно расширяется, в сюжете объединяется несколько изображений. Воспитатель учит передавать в лепке характерные особенности фор мы, пропорции частей.
В аппликацию вводится вырезание, что позволяет не только пользоваться готовыми формами, но и самостоятельно заготавливать их для наклеивания (снеговик, дом, вагон и др.). Это обогащает содержание детских работ.
Рисование цветными карандашами и красками помогает ребенку осваивать закрашивание, сплошное и аккуратное, знакомит с основными цветами спектра и с нейтральными цветами (черный, серый, белый), а также с некоторыми оттенками (голубой, розовый).
Новым в работе с детьми этого возраста является декоративное рисование и декоративная аппликация. Ставится задача научить составлению узоров из простейших элементов, красивому сочетанию формы и цветя, ритмичному расположению их на бумаге. Для этих занятий бумага дается нарезанной в форме квадратов и кругов. Их надо украсить, правильно расположив узор ко углам, сторонам, окружности, середине.
В стар ш ей группе продолжается усвоение программных требований: передавать основной цвет и форму предметов, состоящих из неекольких частей, сопоставлять их по величине в одном рисунке, располагать на полосе земля или по всему листу.
Дети этого возраста способны эстетически воспринимать действительность и произведения изобразительного искусства. Они стремятся к выразительности образа. Сюжет рисунка и аппликации получает более полное и четкое воплощение. В декоративном рисовании красиво подбирают цвета узора, осваивают композиционные приемы расположения его на различных формах.
Движения рук становятся более гибкими, свободными. Овладевая техническими приемами, ребенок понимает, как надо держать кисточку, чтобы получилась ровная, сплошная линия, как пользоваться ножницами, вырезая более сложные формы, как лепить пальцами, а не всей ладонью. Появляется более точная оценка своих работ. Это вызывает интерес, желание сделать лучше.
Каждый вид изобразительной деятельности соответствует определенной группе предметов и явлений. Лепить детям легче всего живых существ с характерным для них строением и объемной формой. С помощью аппликации сначала изображают прямоугольные формы строений и машин, а затем уже округлые формы плодов, овощей и живых существ. Рисуют — картины природы, сцены из жизни и но сюжетам литературных произведений.
В подготовительной к школе группе дети постепенно переходят к изображению с натуры. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации они учатся полнее передавать сходство с предметом (по форме, строению, окраске), который видят перед собой. Подчеркивая его характерные особенности, дети используют ритм, линию, контур, цвет, добиваясь воплощения замысла, и стараются индивидуально и коллективно оценивать сделанную работу с точки зрения ее выразительности.
Самостоятельная изобразительная деятельность приобретает также практическую направленность: дети помогают в украшении помещений и территории детского сада, изготавливают различные игрушки и макеты. Большое значение имеет свободное, правильное владение карандашами, красками, материалами.
На занятиях изобразительной деятельностью воспитатель направляет свое внимание на развитие у каждого ребенка наблюдательности, воображения, представлений, зрительной памяти.
В методике этой работы вопросы организации и проведения наблюдений являются ведущими. Развивая наблюдательность детей, их учат замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.
Умело проведенная беседа, целенаправленно поставленные вопросы (например, в картине осеннего леса важно обратить внимание на сочетание красок, характерное для этого времени года) помогут детям во время прогулки самим заметить красоту оранжевых, красных, желтых, темно-зеленых листьев на деревьях, голубизну неба.
Педагогическая практика достаточно широко использует методику повторных наблюдений одного и того же предмета, явления, что дает возможность в каждом конкретном случае ставить определенную задачу и затем осуществлять ее изобразительными средствами.
Вот один из примеров. Наблюдая с детьми за березовой рощей, воспитатель сначала обращает внимание на строение отдельного дерева (ствол, характерное расположение веток), позже предлагает сравнить между собой несколько деревьев (они разные — маленькие, большие), а затем подводит к целостному восприятию (роща днем, освещенная солнцем, или в сумерки, когда особенно ярко выделяются на фоне темного неба белые стволы берез). Ценность такого наблюдения заключается в том, что у ребенка постепенно накапливаются впечатления, воспитывается культура образного видения мира.
Другой вид наблюдения заключается в том, что дети на занятии знакомятся с предметом, который будут изображать. При рассматривании (начиная со средней группы) воспитатель сначала характеризует общий вид предмета, затем называет его части, дает им определения. Это активизирует внимание и запоминание как частного, так и целого.
Особое внимание обращается на форму, строение, цвет, пропорции предмета, т. е. на те качества, которые должны найти отражение в работах ребенка.
При оценке детских рисунков, выполненных с натуры, необходимо учитывать следующие показатели: изображение формы и цвет соответствуют предмету; композиция расположена в центре листа; рисунок крупный, пропорции соблюдены в соответствии с натурой; изображение намечено легкой линией контура; штриховка равномерная в пределах контура.
На занятиях рисованием с натуры дети учатся изображать предметы простых (округлые, цилиндрические, овальные) и более сложных форм (сочетание двух: овальной и цилиндрической, округлой и конусообразной, шарообразной и цилиндрической и т. д.).
Натурными объектами могут быть овощи, фрукты, игрушки, посуда и растения: ветки елки, сирени, комнатные растения, полевые цветы, мимоза и т.д.
В старшей и подготовительной к школе группах проводится также лепка с натуры. При этом используются те же приемы: вначале выделяется крупная часть предмета, затем — более мелкие..
Освоение объемной формы обязательно включает и зрительное, и осязательное восприятие, ощупывание (последовательное обведение контура предмета глазом, рукой), которые организуют внимание, уточняют детские представления о форме изображаемого, его конфигурации.
После наблюдения за рыбками, птицами, кроликом, собакой, кошкой и др. ребенку следует дать игрушку, которую он сможет спокойно рассмотреть, ощупать, назвать ее части, определить форму и т. д.
На занятиях лепкой следует пользоваться (во всех возможных случаях) натуральными предметами (овощи, фрукты, грибы, игрушки).
Таким образом, педагог, обучая изобразительной деятельности, применяет различные наглядные, словесные, практические методы, с помощью которых дети приобретают умение изображать.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения.
Наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения и т.д. важны на занятиях как творческого, так и обучающего характера. Однако руководство творчеством имеет свою специфику. Раскроем ее на примерах работы в старших группах.
Для творческих заданий важно выбирать такие явления, которые вызывали бы эмоциональное отношение к образу, например поражали бы своей неожиданностью (первый снег, первая травка, яркие цветовые сочетания) или позволяли бы сравнивать различный колорит (золотая и хмурая осень, ранняя и поздняя весна и т. д.).
Тематика может охватывать явления природы, нашу советскую действительность, а также сказку.
Рассмотрим несколько заданий, цель которых — раскрыть отдельные элементы художественного произведения.
I . Характер образа.
Задача: передать характерные признаки, позы, движения персонажей.
Тематика заданий: Космонавт, Моя мама, Маль-чиш-Кибальчиш, О профессиях, Колобок, Теремок, Гуси-лебеди, Морозко, Василиса Прекрасная, Кот, петух и лиса, Сивка-бурка, Лисица, заяц и петух.
Вот, например, конспект занятия по рисованию на тему О профессиях.
Для ознакомления использовать книги В. Маяковского Кем быть? (рис. Ю. Коровина) и С. Михалкова А что у вас? (рис. А. Пахомова).
При рассматривании иллюстраций обратить внимание детей на детали, особенности одежды, характеризующие ту или иную профессию.
Во время рисования предложить детям изобразить человека определенной профессии, детали обстановки, в которой он трудится (палубу корабля, кабину самолета, трамвая и т.д.).
II . Колорит и композиция.
Задача: использовать цвет для передачи содержания и выразительности сюжета.
Тематика заданий: Салют, Ранняя весна, Поздняя весна, Весна красна, Цветущий луг, Широко колхозное поле, Золотая осень, Хмурая осень, Солнечный зимний день, Пасмурный зимний день, Город в тумане, Город вечером.
Задача: композиционно правильно передать взаимоотношения персонажей, динамику действия.
Тематика заданий: Космоо, Строительство дома, Футбол, Лыжники, Зимние развлечения, Птицы на снегу, Птицеферма, Уборка сена.
Можно провести занятия и с детьми средней группы, например по темам: Моя мама, Цветущий луг, Птицы на снегу, Салют, Цыплята на лугу и др.
Приведем конспект занятия на тему Широко колхозное поле.
Методика проведения. Предварительно воспитатель наблюдает с детьми, как на полях растут рожь, клевер, подсолнух и т.д. Эти наблюдения проводятся коллективно. Отмечаются характерные цветовые различия (рожь имеет общий оранжевый тон, клевер — сочетание зеленой, красной и розовой окраски, подсолнухи — сочетание ярко-желтого цвета с зеленым).
Там же, па поле, рассматриваются более детально колоски ржи, цветы клевера, форма цветка подсолнуха и т.д. После наблюдений следует узнать замыслы детей (кто какое поле хочет нарисовать) и соответственно этому предложить в качестве цатуры (нд отдельном занятии) злакн или цветы.
После такой подготовки можно предложить каждому ребенку нарисовать на листе бумаги большого формата какое-то определенное поле.
В конце занятия составить коллективную композицию нз готовых работ.
Если город, деревня, село расположены вблизи реки или водоема, дети могут получить много впечатлений, наблюдая за ними в разное время года, при солнечной или пасмурной погоде. Многообразна также трудовая жизнь на реке: погрузка, выгрузка пароходов и барж, сплав леса, лов рыбы и т. д.
Очень интересной в цветовом отношении может стать, например, тема Освещенный пароход вечером плывет по реке.
Как подготовить это занятие?
Предварительно дети днем наблюдают за различными пассажирскими пароходами, баржами, ракетами, плывущими по реке. Воспитатель обращает их внимание на конструкцию, различие в форме, величине. В качестве наглядного материала рекомендуется использовать иллюстрации к книге Мы плывем на самоходке. При наблюдении в вечернее время следует акцентировать внимание ребят на контрастных сочеганиях темных и светлых пятен (темный цвет неба и реки резко контрастирует с ярко освещенным пароходом).
Рисовать следует на темном фоне бумаги различными красками: ярко-красной, желтой, белой, светло- голубой, светло-зеленой, темно-зеленой, коричневой.
Чтобы точнее передать содержание какого-либо события, сюжета литературного произведения, необходимо руководить формированием детского замысла. Спросить, что дети решили нарисовать, затем уточнить, где и как они это изобразят, и отобрать основное. Тогда у ребенка появляется уверенность и самостоятельность в работе.
Задумав рисунок, ребенок представляет себе не только его содержание, но и композицию, расположение персонажей .относительно друг друга, цветовую характеристику образа.
В процессе рисования воспитатель может давать пояснения к различным пространственным формам (расположение изображений по всему листу бумаги, для средней группы — на полосе).
Детские рисунки высокого уровня отличаются интересным сюжетом, передачей характерных особенностей формы, фигуры, красочностью цветового решения, оригинальностью композиции, выразительностью образа.
Для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп большое значение приобретает передача выразительности образа в лепке. Здесь также следует определить и раскрыть содержание и конкретный характер каждого творческого задания.
Выделяются два типа творческих заданий. Первый связан с раскрытием характера образа — изображением движений человека, животного. Второй направлен на решение задачи лепить небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, стараясь передать характер образа и динамику действия, пропорциональные соотношения и, взаимоотношения между персонажами.
Для выполнения заданий первого типа можно рекомендовать тематику, которая ставила бы детей перед необходимостью передать тот или иной персонаж в движении. Можно подобрать темы, позволяющие показать движения, которые ребенок не только наблюдал, но и делал сам: Лыжники, Как я танцую на празднике, Хоккейный матч. Это требует тщательного наблюдения, фиксированного внимания на деталях (положении частей тела: рук, ног, корпуса, головы). Например, обучая различным приемам катания на лыжах — ходьбе, бегу, спуску с гор, поднятию на гору и т. п., нужно обращать внимание детей на изменение положения частей тела, обсуждать правильность осанки.
Творческое задание будет заключаться в том, чтобы вылепить лыжника в позе, которую выберет сам ребенок.
В конце занятия работы ставятся на макет, изображающий снежную равнину или горку. Все коллективно оценивают, насколько верно вылеплены лыжники. Этот с горы упадет. Он стоит прямо, а с горы надо ехать с согнутыми коленями, наклонившись вперед..., — говорят дети.
Подготавливая детей к занятию лепкой на тему Как я танцую на празднике, воспитатель при разучивании с ними танцев к празднику обращает их внимание на положение тела, рук, ног в различных танцевальных позах. Тогда в лепке ребят можно будет легко определить, что фигурки танцуют, и даже угадать, какой танец.
Передавая движения плавного русского танца, ребенок лепит фигурку человека с разведенными в сторону руками, приподнятой головой или с одной рукой, поднятой вверх, а с другой — положенной на пояс. О движении говорит и положение ног: одна за другой, как при ходьбе, или одна на полной ступне, другая отведена назад, на носок, как при медленных поворотах. При изображении быстрого украинского танца дети лепят фигурки с руками на поясе, с выдвинутой вперед или согнутой в колене ногой.
Подготавливая тематическое занятие Хоккейный матч, следует просмотреть с детьми несколько телевизионных передач, иллюстрации и фотографии, организовать игры с клюшкой и шайбой. При этом постоянно обращать внимание на положение тела игрока во время удара, ведения шайбы и т. д.
Дети старших дошкольных возрастов уже хорошо справляются с заданиями, в которых передаются движения человека или животного, впечатления от неоднократных наблюдений (кошка лакает молоко, собака бежит, курица клюет зерно и т. д.).
Второй тип творческих заданий связан с лепкой небольших скульптурных групп.
Начиная со старшей группы перед детьми нужно ставить задачу изображения несложного сюжета. Это могут быть жанровые темы (Охотник и собака, Девочка кормит кур, Мальчик везет брата на санках, Девочка с корзинкой нашла гриб за пеньком и т.д.) или сказочные {Колобок, Три медведя, По щучьему велению и др.).
Подготавливая детей к занятию лепкой по сказке Кот, петух и лиса, воспитатель знакомит их со сказкой, проводит беседу о характере персонажей; рассматривая иллюстрации, обращает внимание на то, как, какими средствами художник передает характер образа.
Кроме того, проводится игра-драматизация с использованием отдельных деталей костюмов, после которой воспитатель оценивает детское исполнение, отмечает тех, кому наиболее точно удался образ.
Даются также задания этюдного характера: вылепить крадущуюся лису, бегущего кота, кричащего петуха.
Вся эта работа необходима для того, чтобы ребенок смог лучше понять образы персонажей сказки, сформировал свое отношение к ним. Только после такой подготовки начинается занятие.
В большинстве детских работ характер образов передается через взаимоотношения персонажей. Ребенок не просто изображает героев, а связывает их общими действиями. Например, лиса, упрашивающая петуха выглянуть в окно, пригнулась низко к земле, в льстивой позе подняла вверх мордочку. Петух, слушающий ее, взлетел на подоконник, расправил крылья, готовый соскочить вниз, вытянул вперед шею и т.д.
При лепке на жанровые и сказочные темы следует принимать во внимание относительную сложность создаваемых фигур. Одна из них должна быть основной, другие — проще, меньше размером. Для расстановки фигур детям дается кусочек картона, смазанного глиной, что позволяет прочнее установить их (фигуры охотника и собаки могут поддерживать друг друга).
Задание лепить скульптурные группы подводит детей к умению выполнять коллективные работы (Дедушка Мазай и зайцы, Парад на Красной площади, Птицеферма, Зоопарк и т. д.). Главное при этом — развить у ребят навык соразмерять по величине свои изображения с другими. Это становится доступным детям подготовительной к школе группы.
В результате систематических занятий лепкой дети умеют передать характерные признаки предмета, особенности формы, пропорции, выразительность движений.
Основным содержанием творческих занятий по аппликации является выклеивание картинок на темы природы и общественных событий.
Назовем ряд тем:
— Золотая осень, Аквариум, Волшебница-зима, Лисица в лесу, Вороны на снегу, Прилет грачей, Весенний сад, На море;
— День 7 Ноября, Дети идут на праздник, Космонавты, 1 Мая, Парад на Красной площади, Хоровод детей на празднике, Поезд, Праздник елки.
При выполнении заданий большое значение имеет подбор цветной бумаги. Мягкие, неяркие тона фона лучше сочетаются с разнообразными яркими цветами. Например, для выполнения аппликации на тему Зима можно дать белую, серую, черную, коричневую бумагу и дополнительно немного зеленой. Для выполнения аппликаций на тему Весна подбирается бумага светло-зеленого, коричневого, желтого, розового цвета и т. д,
В старшей группе широко используются коллективные формы работы. Они могут быть очень разнообразными. Например, двое детей берут общую тему, предложенную воспитателем или придуманную самостоятельно, и действуют совместно на одном листе бумаги. Дети всей группы могут создать одну общую аппликацию, например Осенний клен. Им дается бумага различного цвета — желтая, красная, оранжевая, зеленая. Каждый ребенок вырезает листочки клена из той бумаги, которую ему дал воспитатель, затем листочки приклеиваются к одному дереву. Интересны коллективные композиции: Поезд, Улица города, Дети танцуют на празднике и т.д.
Старшие дошкольники могут выполнять и крупноформатные аппликации. Обычно это бывает приурочено к какому-либо празднику и используется для оформления зала или групповой комнаты.
Предварительно проводится беседа о содержании праздника (Великой Октябрьской социалистической революции, новогодней елки, 8 Марта, 1 Мая), осмотр зала для уточнения расположения оформления. Это позволяет детям наглядно представить, что и как следует оформлять.
Для оформления зала изготавливаются цветные апплика-тивные силуэты. Для панно в достаточном количестве вырезаются из бумаги разноцветные листья клена, дуба, веточек и ягод рябины. Для фриза используют фигуры солдат, матросов, изображения военной техники, авиации, Кремлевских башен и т.д.
Коллективное оформление требует наглядного ориентира, согласованных действий. Таким ориентиром может быть эскиз, композиционная схема фриза, выполненная педагогом. Цветными мелками он рисует общую композицию, дети выбирают силуэты, согласуясь с эскизом, и выкладывают композицию, отвечающую общему замыслу. Совместно с детьми составляется панно, выбираются элементы, наиболее интересные по мотивам, цвету и композиции.
Работа по возможности должна проводиться в помещении, которое предстоит оформить, чтобы результат ее был нагляднее. При этом детей можно рассредоточить по группам (5—6 человек) .
В старшей группе осваиваются все основные приемы вырезания: от разрезания но прямой до округлых форм. Навык разрезания по прямой должен быть очень прочным и не вызывать затруднений. Поэтому усвоению его надо уделить достаточное время, разнообразив предметное содержание занятий. От поперечного разреза полосы одним взмахом ножниц дети переходят к разрезанию кусков бумаги более длинных или широких, не уклоняясь от направления по прямой (по сгибу или по линии). И только после этого учатся закруглению уголков. Задача сводится к тому, чтобы подвести к обобщенному пониманию способа вырезания любых предметов.
Объясняя задание, следует активизировать детей, учить не только усвоению навыка, но и предлагать самостоятельно давать словесную характеристику движениям, показывать другим. Прежде чем приступить к вырезанию, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы.
Большое значение в старших группах приобретает силуэтное вырезание, где главным считается выразительность контура. Обучая этому, можно использовать индивидуальные приемы: становясь за спиной ребенка, воспитатель медленно обводит в воздухе силуэт предмета, сопровождая свои движения словами. Умению видеть предмет в воздухе способствуют игры Угадай, что рисую, Загадай, я отгадаю. (Дети или воспитатель очерчивают в воздухе задуманный предмет, отгадывают.)
Отбор предметов для силуэтной аппликации зависит от круга детских впечатлений и технических умений. Овладение вырезанием предметов прямоугольной и закругленной форм помогает при силуэтном изображении здания, машины, человеческой фигуры, животных, птиц, ягод, цветов, грибов, фруктов.
Высокий уровень аппликативиых работ характеризуется выразительностью силуэта, передачей строения, характерных деталей предмета, гармоничностью цветового решения в сюжетных композициях, оригинальностью композиции.
Исследование детского художественного творчества указало пути использования иллюстративного материала в различных видах изобразительной деятельности. Предметы народного прикладного искусства, картины, иллюстрации в книгах и т. д. оказывают большое влияние на развитие фантазии, творчества детей.
В первую очередь следует отметить, что иллюстративный материал может рассматриваться как одно из средств для получения знаний об объектах и явлениях, которые в дальнейшем следует передать в рисунке, лепке, аппликации. Так, например, в процессе подготовки к творческому заданию Мы живем па Севере можно подобрать иллюстрации из книг, чтобы показать характер национальной одежды, быта жителей.
При подготовке рисования по сказке можно рассмотреть с детьми иллюстрации русской старинной одежды (По щучьему велению, Крупеничка, Сивка-бурка) и обратить внимание па то, чем она отличается от современной (кафтаны длинные до качена, пояс широкий, узоры на платьях, на ногах сапоги с каблуками, с загнутыми вверх носками, шаровары широкие и т. д.). Кроме того, иллюстративный материал помогает ребенку найти способ передачи своего замысла. Произведения искусства служат примером того, как можно использовать образно-выразительные средства.
Одной из форм ознакомления с произведениями искусства является беседа, во время которой воспитатель раскрывает детям содержание произведения и обращает их внимание на средства его выражения. Самый простой вопрос поможет ребенку понять причину выбора автором определенных художественных приемов: Видно ли на картинке, что художник хотел изобразить вечер? Осенний пасмурный день? И т. д. Предлагаются и более сложные вопросы, связанные с передачей характера образа, заключающие в себе обобщения. Могут быть и такие вопросы, которые направлены на сравнение двух произведений. Дополнительно к вопросам можно прочитать стихотворение или отдельную строфу, какой-нибудь небольшой отрывок из литературного произведения, подчеркивающий выразительность наглядного образа.
Использование скульптуры перед занятиями и на занятиях рисованием, лепкой помогает детям воспринимать художественный образ, яснее представить его облик, характерные особенности. Очень хороши для этого мелкие фигурки из фарфора, фаянса, гипса и других материалов, которые можно брать в руки и детально рассматривать, поворачивая в разные стороны. Наглядные образы персонажей создают скульптуры малых форм на темы сказок (Аленушка, Иванушка на гусе, Царевна лягушка).
Рассматривание скульптуры на занятиях по лепке позволяет детям лучше усваивать приемы передачи формы. Дети не могут точно воспроизвести (скопировать) скульптуру, предложенную им для рассматривания, этого и не следует делать. В каждой возрастной группе ребенок лепит в меру своих умений и творческих возможностей. Но важно привлечь его внимание к тому, как поставлены фигуры, к особенностям формы, ее характерным признакам, к тому, как передать несложное движение.
Обучая детей приемам декоративного рисования, воспитатель может предлагать им для рассматривания и для воспроизведения наиболее простые орнаменты, украшающие предметы народного декоративного искусства. Выбирая для рисования доступные детям по композиции и элементам декоративные узоры (кировский орнамент, хохломская, городецкая роспись,, украинский, белорусский орнаменты и др.), педагог учит составлять их из разных форм, украшать вещи.
В средней группе, когда ребенок осваивает расположение элементов узора, их цвет и относительную величину, усваивает технические навыки рисования красками, воспитатель использует несложные образцы, которые к тому же оказывают положительное влияние на развитие самостоятельности в их творчестве. Приведем пример занятия на тему Украшение фартучка.
Основная цель — научить детей проводить прямые и волнистые линии, рисовать кончиком кисти горошины. Воспитатель делает образцы с простыми элементами: один фартучек украшен крупными горошинами по всему полю, на другом — чередование прямых и волнистых линий. Поскольку образец создается н присутствии детей, они следуют показу. Самостоятельность ил проявляется в умении находить новые комбинации линий, композиционные решения.
Ознакомление с произведениями прикладного искусства, с одной стороны, обогащает детское восприятие, формирует самостоятельные изобразительные замыслы детей, с другой — дает возможность находить выразительные средства для их воплощения.
Приведем в качестве примера занятие на тему Вологодские кружева.
В начале занятия воспитатель рассказывает о том, как создают кружевные изделия народные мастерицы. Затем показывает таблицы из пособия Ю. В. Максимова и В. Н. Чураковой Русское народное декоративно-прикладное искусство.в детском саду (М., 1973), на которых представлены фотографии образцов. После этого детям предлагается самостоятельно придумать кружевной узор и нарисовать его на цветных листах бумаги.
Пользуясь знакомыми формами (круг, полоска, точки, волнистые линии), каждый ребенок создает свой ажурный рисунок. Из них в конце занятия составляется коллективный фриз.
Показ произведений искусства способствует передаче в детских рисунках пластической выразительности линий.
Значительное влияние на тематику лепки в старших группах оказывает декоративно-прикладное искусство. Образцы народного творчества показывают, какие изделия можно вылепить из глины, как добиться выразительности пластического решения, они знакомят с росписью, обогащают цветовую палитру.
Детям для рассматривания можно предложить яркие глиняные дымковские игрушки, городецкие росписи, резные пря-лочные доски и т. п.
Основной метод такого занятия — беседа.
Показывая вятскую игрушку, следует обратить внимание на орнамент украшающего ее узора, состоящего из пяти элементов: точек, полосок, волнистых линий, кружков и клетки.
Основываясь на знании объемных форм народных глиняных игрушек, дети смогут вылепить куклу, птицу, коня, козлика и т, д. По мотивам керамических народных изделий дети учатся создавать различные кринки, горшки, блюда, куманцы.
В обучении техническим навыкам владения карандашом, кистью применяется показ способов действий наряду со словесным объяснением, сравнением, рассуждением. При этом внимание детей привлекается к характеру движений при проведении широких и тонких линий кисточкой, при накладывании равномерных штрихов карандашом, отмечается качество движений — быстрота, размах, плавность, ритмичность и т. д. Объяснить друг другу некоторые приемы работы с материалом сверстники могут и сами.
В детских садах рисование проводится карандашом и гуашью. Однако введение акварели, сангины, угольного карандаша также способствует выразительной передаче образов в рисунке (фактура дерева, тонкое кружево его ветвей). Нужно учить детей правильно пользоваться новыми материалами, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Угольный карандаш и сангина хрупки, поэтому, рисуя ими, нужно слегка касаться бумаги.
Можно рекомендовать и различные, хорошо продуманные сочетания в одном рисунке угольного карандаша и гуаши, сангины и гуаши, гуаши и цветных карандашей. Это позволит добиться большей выразительности изображения.
Старших дошкольников следует ознакомить со смешением красок на палитре, чтобы они могли получать различные оттенки цветов. Если подмешивать в белила красную или синюю краску цвет изменится, станет светлее, приобретет новое цветовое звучание. Изумрудно-зеленая с белилами дает приятный голубовато-зеленоватый цвет, напоминающий цвет морской волны и т д Добавление черной краски также меняет основной цвет снимает насыщенность, делает его чуть сероватым.
Кроме того, можно смешивать несколько красок Травяная зеленая с белилами выглядит светло-зеленой, а с добавлением еще и кадмия желтого приближается к ярко-салатному. Таким образом достигаются яркие, насыщенные, нежные, мягкие (пастельные) цвета и оттенки.
Исследования по сенсорному воспитанию показали, что если дети усваивают принцип выделения главного, то у них формируются обобщенные способы обследования предмета, а это дает возможность при выполнении каждого нового задании действовать самостоятельно.
На нескольких занятиях можно организовать развернутое и последовательное ознакомление детей со способами деятельности, т. е. с тем, что, в какой последовательности и какими приемами должно быть выполнено. Ставится задача научить детей на основе полученных ими обобщенных способов действия и умений самостоятельно лепить новые предметы.
Воспитатель в процессе неоднократных наблюдений знакомит детей с тем, что животных можно вылепить в статичном положении или в движении. Некоторые способы передачи движения он должен показать (изменить положение туловища животного, вытянуть морду, согнуть ноги и т. д.). Это обязательно окажет влияние на поиски ребенком самостоятельного решения.
Например, перед тематическим занятием Зоопарк воспитатель говорит детям: Сегодня будем лепить животных и птиц, которых мы видели в зоопарке. Каждый вылепит того, кто ему больше понравился. Это может быть слон или тигр, медведь или олень, крокодил или попугай. Затем, выслушав пожелания детей, он обращает внимание на то, что изображение будет интереснее в движении. Дети самостоятельно выбирают объект и лепят, пользуясь показанными ранее воспитателем способами передачи движений. Получается слон с поднятым хоботом (как будто он себя обливает водой), крокодил раскрывает пасть, лисичка бегает по клетке с вытянутой мордочкой и т. д.
Способ передачи движения в лепке был самостоятельно перенесен детьми и в лепку сказочных образов: сначала при заданиях этюдного характера —слепить крадущуюся лису, бегущего кота, кричащего петуха, а затем и в лепке отдельных эпизодов, когда образы, переданные в движении, выразительно демонстрировали взаимоотношения персонажей.
Изобразительная деятельность осваивается дошкольниками по-разному. Одни приобретают навыки скорее, и работы их интереснее, другие не так свободно пользуются ими. Одни более полно и творчески проявляют себя в декоративном рисовании, другие— в лепке, третьи — в вырезании и т. д. Педагог должен активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки. Лучшие рисунки и лепку следует делать предметом внимания всего коллектива, чтобы показать положительный пример интересной, самостоятельно выполненной работы. Проявление творческой самостоятельности всегда легко обнаружить. Программа детского сада рассчитана на усвоение ее всеми детьми, однако неверно было бы ожидать одинаковых результатов и по ним определять полезность и правильность каждого занятия. Вместе с тем намеченные в программе требования должны за известный период времени выполнить все дети. Через каждые два-три месяца желательно делать индивидуальные проверки, выясняя, кто в чем отстает. При этом следует постоянно отмечать каждого ребенка, как он научился передавать форму предметов, их строение, как освоил технические приемы пользования красками, клеем, карандашами в передаче ярких художественных образов.