Эстетическое воспитание в детском саду
Художественная самостоятельная деятельность
СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе воспитания, в разделе Игра и организация жизни детей, начиная со средней группы, специально выделена самостоятельная художественная деятельность. Ее содержание направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей. По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
В младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности; например, малыши самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах, рисуют по собственному желанию на доске цветными мелками, палочкой на снегу и на песке во время прогулки. Но еще нельзя говорить о развернутом характере этой деятельности, которая наблюдается у старших дошкольников.
Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т.д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла, и как исполнители.
Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в области музыкальной, художественно-речевой и изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт, утвердиться в том, что освоено, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте. Существенное знамение для развития и обогащения этой деятельности имеет косвенное руководство воспитателя. Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песенки или танцевать. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку возможность полнее мобилизовать свой художественный опыт. Записи наблюдений воспитателя характеризуют содержание этой деятельности.
Дети подготовительной к школе группы готовили постановку Тим и Том (музыка М. Красепа). Саша и Юра были медвежатами, Оля и Наташа нарисовали декорации, подобрали костюмы. Во время показа медвежата хорошо исполняли свои роли. Дети-зрители с интересом смотрели спектакль. После представления несколько человек захотели еще поиграть в кукольный театр.
Вечером Наташа, Катя, Ира проводили с куклами музыкальное занятие. Наташа играла на игрушечном пианино, остальные спели песенку Хорошо у нас в саду (музыка В. Герчик).
Затем дети стали играть в музыкальное лото. Карточки для него они сделали сами и нарисовали на них знакомые музыкальные инструменты: бубен, дудочку, барабан, цитру.
Как видно из этих примеров, самостоятельная художественная деятельность постепенно обогащалась по содержанию, в то же время была разнообразна по видам. Сочетание музыки, пения, рисования, движения способствовало более яркому воплощению игрового, музыкального и графического образа. Такой уровень самостоятельной деятельности свидетельствует о наличии у детей необходимых знаний и умений.
Однако может быть и более низкий уровень самостоятельности, если ребенок не освоил нужных способов действий во время обучения на занятиях. Таким образом, чтобы дети по своему желанию и интересам могли выбирать различные виды художественной деятельности, нужно дать им достаточно знаний, сформировать определенные навыки, умения.
На занятиях дети учатся воспринимать художественные произведения, всматриваться в линии, формы, пятна, вслушиваться в звуки, различать их по высоте. Они усваивают и практические действия: воспроизводят знакомые образы, а также сами придумывают сюжет сказки, сочиняют музыку разного характера, рисуют, лепят по своему замыслу. Следовательно, если на занятиях воспитатель формирует способы самостоятельных действий, дети инициативнее и активнее выбирают для себя определенный вид художественной деятельности.
Содержание самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания занятий. Если ребенок с удовольствием рисует, ноет песню, рассказывает стихи и сказки во время коллективных занятий, то в своей самое тоятельной деятельности он часто возвращается к этим же темам, как бы утверждаясь в том, что уже освоил.
Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои склонности: одни по собственной инициативе выбирают необходимый материал (карандаш, краски, глину), другие действуют, подражая своим товарищам,
Натанга (четыре с половиной года} подошла к столику, взяла карандаши, бумагу и стала рисовать домик, цветы, зайчика. К столику подошел Андрюша, сел рядом, тоже нзял карандаши и стал рисовать, Он посмотрел на рисунок Наташи и, подражая ей, стал рисовать домик и цветы, а затем начал рисовать машину. Би-би, творит Андрюша, машиня лосхала, загудела. Мальчик увлекся содержанием своего рисунка и перестал смотреть, что рисует Наташа.
Дети шести-семи лет, отдающие предпочтение изобразительной деятельности, имеют, как правило, четкий замысел и умеют самостоятельно его осуществить. В тематике рисунков уже проявляются их интересы, восприятие окружающего мира.
Сюжет и композиции рисунков Алеши чаще всего необычны. Если он изображает праздник, то на рисунке появляются фигуры п костюмах знакомых пер сонажей, веселью клоуны, петрушки. Он показывает их н движении. Чаще всею Алеша рисует гуашью, кряеками владеет свободно, и поэтому em рисунки довольно живописны. Выполняя спой замысел, Алеша сосредоточен, видно, что его глубоко захватывает то, что он рисует.
В отличие от Алеши Олег рисует или лепит но собственному замыслу чана. всего то, что он недавно видел или о чем ему прочитали в книжке. Так, он рисует гоночную машину, которую видел с дядей па соревнованиях, или изображает фигуры древних рыцарей со щитами, в доспехах — его увлекает эта тематика. Олегу нравятся конструктивные формы. При выборе материала он отдает предпочтение карандашам, причем не делает декоративных цветовых композиций, а чаще всего изображает персонажей одним-дпумп темными цветами (черный, синий, коричневый). Его больше привлекает графическая сторона рисунка, а не цветовая. Олег с увлечением комментирует свои рисунки.
Играя на музыкальных инструментах, дети стремятся самостоятельно воспроизвести мелодию знакомой песенки. Иногда их привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы игры тем, кто еще не умеет играть.
Марина (семь лет) проводит занятие с Наташей. Она показывает ей, как надо играть на металлофоне, как подбирать мелодию песенки. Наташа недавно стала посещать детский сад, поэтому на общих занятиях она не смогла сразу вес освоить. Из-за своей неуверенности и робости депочка стеснялась играть на музыкальных инструментах. Марина, более активная, стала помогать Наташе. Игра па металлофоне все больше нравилась Наташе, и через некоторое время она стала самостоятельно подбирать несложные знакомые песенки.
Такую товарищескую взаимопомощь чаще всего можно наблюдать к старших и подготовительных к школе группах, поскольку у детей этого возраста уже имеется определенный музыкальный опыт.
Художественная самостоятельная деятельность возникает также в связи с необходимостью изготовить некоторые игры-самоделки, атрибуты для теневого или кукольною театра.
Например, для игры Наша семья девочкам потребовались корзиночки (с ними мама должна идти в магазин). Из цветной бумаги они склеили коробочку, приклеили ручку получилась корзиночка. Другие разрисовали яркими узорами коврики, которые затем постелили на полу для кукол — дочек. В кукольной комнате сразу стало нарядно, всем захотелось поиграть в семейные игры с куклами.
Если несколько ребят придумали сказку и захотели ее инсценировать, они сами делают декорации: рисуют силуэты животных, деревьев, вырезают и наклеивают их на плотную бумагу. Вечером они показывают спектакль всем желающим. Во время действия исполнители поют песенки; произносят текст, выразительно меняя интонации, стараются передать характерные черты каждого персонажа.
Часто дети объединяются по интересам, действуют коллективно. В процессе таких коллективных действий они учатся договариваться между собой, играть дружно, оценивать правильность выполнения порученного. Наблюдая за работой товарища, каждый стремится выполнить и свою как можно лучше. Постепенно у ребенка формируется устойчивый интерес к определенным занятиям.
Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: праздников, развлечений, знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Например, прослушав Осеннюю песню П. Чайковского, дети захотели сочинить мелодию к словам Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль. Они старались передать настроение грусти и сожаления о том, что лето уже прошло.
Рассматривая картины с изображением природы в различное время года, дети узнают, чем отличается каждая из них, и выбирают те, которые больше понравились. В групповой ком-пате должно быть место, где ребенок может рассматривать понравившиеся ему картины, рисунки. Тогда и в самостоятельном творчестве он под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна), сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т.д.).
Значительно обогащает самостоятельную художественную деятельность детей литература, в частности стихи классиков, советских авторов и сказки. Дети цитируют знакомые стихи при рассматривании игрушек, картинок и иллюстраций в книге. Например, играя с мячом, Таня {6 лет) вспоминает стихи С. Маршака:
Мой
Веселый,
Звонкий Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Рассматривая иллюстрации к сказкам, дети повторяют некоторые народные выражения: красна девица, добрый молодец, ясно солнышко, подобру-поздорову и т. д. Сочиняя собственные сказки, они часто используют эти обороты. Речь их обогащается, становится образнее, выразительнее.
Различные произведения искусства оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей старшей и особенно подготовительной к школе групп, так как они уже имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.
Праздничные утренники и развлечения, сценарии которых тщательно продумываются воспитателем и музыкальным руководителем,— всегда волнующее событие для каждого ребенка. Активное участие в них тоже находит отражение в самостоятельной детской деятельности. Вскоре после праздника или интересного развлечения дети в своих играх в,собственной интерпретации передают то, что особенно им понравилось (песенки, стихи, танцы), ребята стараются повторить и оформление (снежинки, флажки, цветы и т. д.). Каждый ребенок передает свои впечатления в соответствии с опытом и умениями. Так, дети средней группы играют с игрушками, устраивая праздник для них. Они поют песенки, танцуют. При этом наиболее активно проявляют себя два-три ребенка, остальные чаще всего являются слушателями, зрителями. Дети старшей и подготовительной к школе групп гораздо активнее. Они сами распределяют роли, показывают друг другу различные элементы танцев. Программа праздника или развлечения сначала обсуждается несколькими детьми. Номера весьма разнообразны. Иногда ребята включают целые сценки из кукольного спектакля. В таких показах способности отдельных детей проявляются наиболее ярко и разносторонне. Воспитатель не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком.
Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы (краски, бумага, пастель и др.), музыкальные инструменты, настолько-печатные игры с увлекательным содержанием, книги с яркими иллюстрациями. Необходимо также иметь некоторые технические средства, например проигрыватель, радио и т. п. Это позволит ребятам самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы, сказки в исполнении мастеров искусств. Наличие в группе столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности, но и помогает устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске. Хорошо оборудованная зона изобразительной деятельности, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Необходимое оборудование должно быть и в зонах музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Самостоятельное музицирование в часы игр очень полезно, если ребенок может выбирать интересующий его инструмент. Сравнивая инструменты, он учится различать их звучание, начинает выделять наиболее понравившийся. Когда на музыкальных занятиях дети освоят навык, игры на различных инструментах они увереннее выбирают их, сами организуют оркестр, исполняя знакомые песенки, мелодии.
Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью; изображают музыкальное занятие — поют, танцуют с куклами или показывают движения своим товарищам. Ребята сами создают условия, необходимые для данной игры: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д.
Итак, самоорганизация детей приобретает в основном две формы — сюжетно-ролевой игры и упражнений, которые чаще всего имеют индивидуальный характер (самообучение). Эти формы идут параллельно, они имеют место в каждой возрастной группе. Форма упражнений более характерна для старшей и подготовительной к школе групп, так как дети, критически относясь к своим рисункам, лепке, а также музыкальным действиям, хотят научиться лучше рисовать, танцевать, петь, рассказывать, читать стихи. Иногда в самостоятельной художественной деятельности они обращаются за помощью к воспитателю, но, как правило, индивидуально занимаются тем, что им больше нравится. Приобщению детей к разным видам художественной самостоятельной деятельности способствует косвенное руководство воспитателя.
В течение дня ребенок находит время, чтобы заняться тем, что ему в данный момент хочется делать. В зоне изобразительной деятельности находятся дети, любящие рисовать, лепить, делать аппликации. Живо переговариваясь, они рассказывают друг другу о своих замыслах, рассматривают, что получается у каждого. К ним подходят другие и тоже с интересом наблюдают.
Воспитатель не оставляет без внимания работы детей, радуется вместе с ними, например результатам ленки, делает некоторые указания. Он просит детей встать и рассмотреть лепку с разных позиций (спереди, сбоку, сзади). Поворачивая фигурку, ребенок замечает характер силуэта. Некоторые дети рисуют за столиком-нитилистником, за мольбертом. Чтобы они не переутомлялись, воспитатель предлагает им выполнить сначала какую-либо часть композиции. Продолжать такую работу можно в течение нескольких дней.
В зоне музыкальной деятельности дети поют, играют на различных инструментах. Одни старательно воспроизводят мелодии знакомых песенок или пытаются сочинять свою мелодию, другие выкладывают ноты на нотном стане, третьи повторяют танцевальные движения, которые они запомнили на очередном занятии. Воспитатель подходит к ним, прислушивается к тому, как они воспроизводят мелодию, играют на музыкальных инструментах. Если ребенок поет неточно, воспитатель просит его повторить правильно или поет сам. Иногда можно предложить прослушать записи знакомых произведений. Дети узнают песню или мелодию, начинают сами подпевать или танцевать, одни движения сменяются другими. Воспитатель поощряет ребят.
Многих дошкольников привлекает книга. Они любят рассматривать иллюстрации, пересказывать знакомые сказки, рассказы. Если в группе имеется фланелеграф, дети используют его для воспроизведения отдельных эпизодов, придумывают свои. Рассказчик подбирает нужные ему персонажи и раскладывает их на фла-нелеграфе. Это один из видов самостоятельной художественно-речевой деятельности. В это же время несколько ребят организовывают игру в книжный магазин и раскладывают па прилавке книги. Воспитатель, заметив, как развертывается игра, тоже принимает в ней участие и просит дать ему, например, книгу о животных.
Одновременно за ширмой дети готовят кукольное представление. Они собираются играть-спектакль по сказке Маша и медведь. Но вдруг оказывается, что не хватает елочек (действие происходит в лесу). Воспитатель быстро приходит на помощь и вместе с артистами просит художников нарисовать несколько елок. Теперь все готово, можно начать спектакль. Дет и-зрители располагаются на стульчиках перед ширмой. По ходу действия они весело смеются, подают реплики, вместе с Машенькой говорят: Не садись на пенек, не ешь пирожок. Наблюдения показывают, что самостоятельной художественной дсятельностью занимаются не все дети, некоторые предпочитают игры с крупным строительным материалом или труд в уголке природы, уход за животными и т. д. Однако желательно, чтобы в течение года все дети заинтересовались художественной деятельностью и выбрали какой-либо ее вид, соответствующий их увлечениям и склонностям.
На занятиях и вне их дети пробуют свои силы в разных видах художественной деятельности, совершенствуя умения и проявляя при этом более или менее устойчивый интерес.
Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы; уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах художественной деятельности, уметь действовать в новых ситуациях, находить для передачи образа приемы и средства изображения.
Содержание самостоятельной художественной деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит свое отражение в их рисунках, лепке, рассказах, песенном, танцевальном, игровом творчестве.
Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных спектаклей, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят по телевидению или слушают по радио дома, а затем изображают по-своему.
Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, что находит отражение в их самостоятельных проявлениях. Ребенок видит, например, как отец или мать занимаются музыкой, изобразительным искусством. Вместе с ними он посещает музеи, театры, а полученные впечатления переносит в собственную художественную деятельность. В его рисунках появляется новая тематика, в пении — услышанные новые мелодии, в разговорах —: рассказы об увиденном. Дети очень эмоционально передают все, 4то видели сами/
Чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность.
Приведем для примера наблюдения за двумя детьми в детском саду и в семье. Отец Наташи хорошо рисует, часто занимается с ней, советует, что лучше нарисовать. Это сотворчество увлекает девочку, и она уже самостоятельно продолжает развивать какой-либо сказочный сюжет, В детском саду Наташа отдает предпочтение рисованию. Созданные ею по сказочным сюжетам рисунки отличаются оригинальностью замысла, яркостью. Наташа впечатлительна.
После встречи с художником-мультипликатор ом, который был в детском саду, Она несколько раз возвращалась к изображению лягушонка (его при детях нарисовал художник). Но такое подражание действиям художника не лишало Наташу творческих поисков. С каждым разом она совершенствовала рисунок лягушонка.
Наташа также любит музыку, у нее хорошо развито чувство ритма. Она сама придумывает элементы танца. В детском саду с девочками разучивает то, что видела во время телевизионной передачи Концерт для детей.
Интересы Алеши отличаются от Наташ иных. Это отражается в тематике его рисунков, лепки на занятиях и в процессе самостоятельной деятельности: он изображает в основном различные виды оружия, корабли, спортивные сюжеты (игра в хоккей). После посещения детского сада художником Алеша больше всего рисовал и лепил персонажей мультфильма Шайбу, шайбу!. Его привлекают сюжеты динамичные, полные движения.
Для рисования Алеша чаще всего выбирает цветные карандаши, которые помогают ему передать замысел. В его рисунках фигуры хоккеистов, футболистов изображены четкими, смелыми линиями.
Родители Алеши тоже отмечают его интерес к кинофильмам на военные темы, к играм военной тематики (корабли, солдаты, самолеты). Правда, нельзя сказать, чтобы этим ограничились его интересы. Он с удовольствием в день рождения бабушки рисовал Африку и подарил ей этот рисунок. Мальчик любит природу. Дома родители занимаются с Алешей, советуют ему, как, что лучше выполнить, интересуются содержанием его рисунков, лепки. Для занятий Алеше предоставляются различные материалы — краски, карандаши, пастель, пластилин.
Родители много читают мальчику на разные темы, однако в его рисунках, лепке повторяются одни и те же образы (военная тематика, спорт). После занятий Алеша часто все-таки возвращается к рисованию на те же темы: обогащения, расширении содержания самостоятельной художественной деятельности не происходит. Воспитатель обратил на это внимание и в процессе бесед с Алешей старался заинтересовать его другими видами деятельности.
Все сказанное свидетельствует о необходимости всесторонего развития ребенка не только в детском саду, но и дома. Самостоятельная художественная деятельность в группе, одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, разнообразных художественных впечатлений, которые дети получили результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует же по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.