Эстетическое воспитание в детском саду
Косвенные методы руководства самостоятельной художественной деятельностью детей
Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
Особенности воздействия воспитателя заключаются в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной подражать голосам животных, гудкам поезда, автомобиля;
и играх и хороводах соблюдать определенную последовательность движения и построений (круг, пары), вовремя вступать с индивидуальными действиями;
дома держать свои игрушки в порядке, следить, чтобы и там было аккуратно и красиво.
Быт. Здороваться с присутствующими, прощаться при уходе из детского сада; благодарить за услугу (без напоминания); обращаясь с просьбой, добавлять пожалуйста; взрослых называть по имени и отчеству; разговаривать негромко, не перебивать друг друга;
за обеденным столом сидеть прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, класть их на место; выходить из-за стола с разрешения воспитателя;
не разговаривать в спальне;
следить за своим внешним видом; в одежде, обуви, прическе не допускать беспорядка; пользоваться носовым платком, убирать его в карман; аккуратно закатывать рукава перед мытьем рук, чисто мыть и вытирать руки;
приходя в детский сад, убирать в шкафчик пальто, шапку, уличную обувь, надевать тапочки; отправляясь на прогулку, самостоятельно одеваться; раздеваясь в спальне, складывать белье на стул в определенном порядке;
применять все эти навыки дома.
Труд. Наблюдать за работой взрослых: дворник убирает улицу, няня приводит в порядок комнату, аккуратно расставляет вещи, и комната становится уютной и красивой;
помогать взрослым при сервировке стола;
соблюдать чистоту и порядок в Игровом уголке, групповой комнате, дома.
Природа. Во время прогулок летом и зимой замечать красоту и разнообразие природы: зелень листвы, шум леса, пение птиц, журчание ручья, белизну снега, сверкание льдинок;
различать породы деревьев (ель, сосна, береза), форму и цвет листьев, плодов;
видеть расположение предметов в пространстве (деревья растут у забора, около дома, самолет летит в небе);
прислушиваться и различать звуки (плеск воды, голоса птиц); любоваться пластичными движениями животных;
замечать характерные признаки времен года: яркую окраску цветов летом, желтые и красные листья осенью, белый снежный покров зимой, нежную зелень весной;
следить за порядком и чистотой в уголке природы и на территории детского сада; замечать, что после уборки становится чище, красивее;
проявлять выдумку, создавая узоры из камушков, шишек, листьев, цветов и постройки из снега (снеговик, снегурочка, ледяная горка и т, д.).
Общественная жизнь. Испытывать интерес к окружающей жизни, во время прогулок замечать красивые здания, окраску и форму машин, обращать внимание на четкие движения милиционера-регулировщика, на выправку военных (они ловкие и смелые, защищают Родину);
поддерживать чистоту в групповой комнате, отрицательно реагировать на беспорядок, замечать убранство помещений; согласованно действовать на занятиях;
испытывать радость, готовясь к празднику; принимать участие в украшении групповой комнаты.
Занятия по видам художественной деятельности. Слушать музыку, стихи, рассматривать картинки, художественные игрушки;
учиться правильно воспринимать произведения искусства: не мешать исполнителю, сосредоточенно рассматривать картину, вникать в содержание -что изображено, о чем рассказывается, поется, отмечать доступные выразительные и изобразительные средства произведения;
испытывать потребность в самостоятельном художественном творчестве: рисовать, лепить, петь, танцевать, читать стихи;
согласованно действовать в играх, драматизациях, плясках, уступая и помогая друг другу;
проявлять творческие способности: чисто петь небольшие песенки, выразительно читать стихи, удачно изображать предметы и явления в рисунках, лепке, уметь рассказать с помощью воспитателя содержание картины, песни, игры, рисунка.
Художественная самостоятельная деятельность и развлечения. Слушать песни, музыку (в грамзаписи), водить хороводы, плясать; по собственной инициативе рассматривать картинки и раскрашивать их, рисовать; пересказывать знакомые сказки, стихотворения, загадывать загадки;
во время спектаклей кукольного или теневого театра внимательно слушать, подавать реплики и отвечать, если к зрителям обращается ведущий;
проявлять желание активно участвовать в праздничных выступлениях и развлечениях;
испытывать радость, исполняя песни, пляски (коллективные и индивидуальные).