Эстетическое воспитание в детском саду
Художественная деятельность в быту и на праздниках
ИСКУССТВО В БЫТУ ДЕТСКОГО САДА
В общем развитии ребенка, посещающего детский сад, значительное место занимают разные виды искусства: изобразительное искусство, литература, музыка.
Художественные образы живо воспринимаются детьми, помогают глубже и полнее познавать действительность, формировать чувство прекрасного.
Помимо специальных занятий (музыкальных, художественно-речевых, по изодеятельности и др.), воспитатель, общаясь с детьми, в разное время дня стремится использовать музыку или художественное слово, обогащая тем самым детские впечатления, вызывая эмоциональное отношение к окружающим их предметам и явлениям.
Утром каждого ребенка встречают в детском саду приветливо, ласковым словом. Наша Маша маленька, на ней шубка аленька,— скажет воспитатель и похвалит яркое, нарядное пальтишко девочки. Улыбнется долго болевшему мальчику: Вот и появился наш ясный месяц.
Дети с удовольствием делятся впечатлениями, полученными дома и выходные или праздничные дни, по дороге в детский сад. Общение между ними следует поддерживать, направляя беседу так, чтобы ребенок говорил живо, образным языком. Это может быть разговор о телевизионных или радиопередачах, о посещении кино или театра, о новой книжке, запомнившемся рассказе, о сказке, услышанной дома. Желая поделиться своими впечатлениями, многие приносят с собой книжку, диафильм, пластинку и просят обязательно почитать, показать всем детям полюбившееся произведение, послушать пднравившуюся песенку. О событиях, в которых ребенок сам принимал участие, он рассказывает особенно заинтересованно, эмоционально. Даже обычно молчаливые просят выслушать их. Шестилетняя Света очень стесняется своей речи (она шепелявит). Но, волнуясь, торопливо и сбивчиво она спешит рассказать все о ярком празднике елки в Лужниках. Ее ровесник Шурик описывает щенка, которого встретил по дороге, конкретно и образно: Шерстка серая с желтоватым, пушистая и торчит... Больше-лэбый... Несмышленыш...
Слушая такие рассказы, воспитатель напоминает детям знакомые литературные произведения, в которых отображены аналогичный случай, сходные персонажи или события.
Еще до завтрака, чтобы создать у малышей хорошее настроение, можно показать им музыкальную заводную игрушку, сыграть веселую мелодию на металлофоне, триоле, спеть песенку про петушка, кошку, нарисованных на ярких картинках, про ловкие детские ручки, которые умеют мыться (Водичка, музыка Е. Тиличеевой).
Дети постарше уже отдают предпочтение определенным видам художественной деятельности, они сами берут любимый инструмент, поют куклам любимые песни, танцуют и т.д. Тех, кто не проявляет активного интереса, полезно привлечь к слушанию новой пьесы в грамзаписи, предложить спеть знакомую песню, сопровождая пение игрой на каком-либо детском музыкальном инструменте.
По-разному может звучать музыка и во время гимнастики. Обычно (особенно в младшей группе) воспитатели используют бубен, отстукивая на нем ритм марша, бега, прыжков. Однако в последнее время в детских садах все шире применяются проигрыватель и магнитофон. В специальных выпусках грампластинок имеются записи произведений для ходьбы, бега, прыжков, которые можно применять в старших группах. Этой цели служат и магнитофонные записи в исполнении музыкального
руководитапя.
Музыка во время утренней гимнастики, являясь фоном, организует действия детей, подчиняет их определенному ритму, вызывает эмоциональный подъем, что способствует наибольшей эффективности движений. Необходимо помнить, что главное при этом — правильное выполнение упражнений. Движения под музыку в грамзаписи у детей не сразу получаются и согласуются. Поэтому необходимо отдельно поупражнять их в ходьбе, беге, прыжках, чтобы они привыкли к этому сопровождению.
Младших дошкольников привлекают к работе в уголке природы (полив, мытье комнатных растений). У малыша еще нет нужных знаний и навыков; он слишком много льет воды из лейки на растения. Взрослый ласково и шутливо останавливает его:
Дождик, дождик, Полни лить, Наших детушек Мочить!
Старшие дети самостоятельно выполняют обязанности по уходу за растениями и животными. Большое значение для них имеют оценка их труда воспитателем, его отношение, поддержка: Недаром говорится, что дело мастера боится. Очень важно, чтобы замечания были тактичными. Порой более уместна короткая пословица, поговорка, чем длинное назидание. Например: Терпенье и труд все перетрут, Одна пчела не много меду натаскает, Кончил даю—гуляй смело!.
В уголке природы каждое утро дети старшего дошкольного возраста отмечают изменения погоды по самодельному календарю. Для него с помощью воспитателя они отбирают картинку, соответствующую данному времени года, из набора картин или художественных фотографий.
Если наблюдаются явления, характерные для поздней осени (серое небо, тяжелые тучи, мелкий дождь), дети выбирают ту картинку, которая наиболее точно передает этот период.
Можно предложить детям самостоятельно нарисовать наблюдаемое явление гуашью или цветными карандашами. Из рисунков все коллективно выбирают самый выразитатьный по цвету и композиции.
Картинки, иллюстрации в книгах, скульптура малых форм и особенно произведения декоративно-прикладного искусства (народная игрушка — дымковская, филимоновская, богородская и др.) всегда вызывают живой интерес, активизируют детскую художественную деятельность.
В утренние часы внимание детей можно привлечь к иллюстрациям книг. Для младшей группы это могут быть картинки в книжках-игрушках (Про нашу Машу, Котенька-коток, Петушок — золотой гребешок и т. д.). Воспитатель рассматривает их вместе с малышами, читает знакомые потешки, подчеркивает красочность, выразительность изображения персонажей.
Объектом для рассматривания может стать также яркая игрушка. Пушистую собачку дети могут погладить, спеть про нее песенку, узнать на картинке, заметить коричневый, черный цвет или белые пятнышки на спинке.
Чтобы этот процесс прошел живее, эмоциональнее, воспитатель может загадать детям загадку. Например, прежде чем показать картинку с изображением белочки, он спрашивает, о ком это стихотворение:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети старших возрастов, приходя утром в группу, сами выбирают для рассматривания репродукции, скульптуры малых форм и т.д. Для этого воспитатель должен заранее подобрать некоторые репродукции картин русских и советских художников, хорошо иллюстрированные книги разных жанров, в которых ребенок найдет выразительные картины природы, изображения животных, сказочных персонажей. Белоснежную зиму можно наблюдать в репродукциях К.Юона, И. Грабаря, Т. Бродской, теплое лето — у А. Пластова, М. Сарьяна и т, д. Во время рассматривания воспитатель обращает внимание детей на то, как выразительно передан художником характер образа, движения, мимика персонажей.
Можно вспомнить песенку или стихотворение. Например, рассматривая зимний пейзаж, прочитать стихи С. Есенина Пост зима — аукает.,, или И. Сурикова Белый снег, пушистый, спеть песню Зима В. Карасевой или Голубые сапки
М. Иорданского.
Привлечь внимание ребенка могут и предметы декоративно-прикладного искусства (столик хохл омской росписи, ложки, ковши), на которых он рассматривает узор из веточек, ягод, листьев. Затем, взяв краски и кисти, ребенок сам начинает рисовать декоративный узор на бумаге черного цвета, вырезанной, например, в виде ковша. Малыш любуется готовой работой, показывает рисунок воспитателю, другим детям.
Утром, пока все собираются, в группах всегда спокойная обстановка, которая располагает к внимательному рассматриванию художественного материала. И воспитатель может уделить каждому ребенку больше внимания, поговорить с ним о картине, скульптуре, предложить выбрать из нескольких игрушек, декоративных вещей те, которые больше нравятся.
Рассматривая что-либо, дети объединяются по двое-трое и живо разговаривают между собой, обмениваются впечатлениями.
После завтрака (до занятия) также есть немного времени, которое можно провести с пользой. Если предстоит занятие, требующее физической нагрузки, то воспитатель может предложить спокойные музыкальные игры с пособиями.
Малыши играют с погремушками, колокольчиками, звучащими образными игрушками (кошка, собака, петушок и т. д;). Детям постарше предлагается, например, Музыкальное лото, состоящее из одинаковых органчиков с записями мелодий знакомых песен. Узнавая их, ребенок закрывает соответствующую
картинку на карточке,
К спокойным можно отнести и некоторые музыкально-дидактические игры, в основе которых лежит различение основных свойств музыкального звука. Играющие задают друг другу загадки (Какой барабан звучал — большой или маленький? Громко или тихо звенели колокольчики?), повторяют определенный ритм в играх Музыкальные молоточки, Кулачки и ладошки. Дети подготовительной к школе группы, используя разные музыкальные инструменты, могут самостоятельно провести игру На чем играю? (различение тембра).
В том случае, когда на предстоящем занятии дети будут только сидеть, воспитатель предлагает короткие по времени музыкальные игры подвижного характера. Например, с малышами играет в Чики-чики-чикалочки (русская народная попевка), Топ-топ-топотоп (музыка В. Жубинской); со старшими (небольшими группами) — в Выходи, подружка и Мост (чешские народные мелодии). Обе игры построены на поочередном движении и проходят под веселую песенку, которую дети с удовольствием исполняют.
Музыке бывают посвящены специальные занятия, где она, имея самостоятельное значение, согласуется с определенной деятельностью. Однако воспитатель должен найти возможность использовать музыкальные произведения и на других занятиях, поскольку музыка способствует возникновению у детей положительного эмоционального отношения к тому, что они делают или что узнают на данном занятии. На занятиях по ознакомлению с окружающим, с природой песня и музыка помогут формированию у детей представлений о Советской Родине, общественных праздниках, Советской Армии; своеобразные национальные песни, пляски, игры дадут возможность лучше узнать народы нашей страны. В младшей группе дети поют песни о временах года, птицах и животных. Эти песни способствуют формированию доброжелательного, ласкового к ним отношения и могут, включаться в занятия по ознакомлению с природой.
Песня может звучать и на занятии рисованием. Целый ряд заданий для малышей объединяет музыкальную деятельность с изобразительной. Воспитатель поет детям про солнышко или дождик, и они, напевая, рисуют это. После маршировки под песню Е. Тиличеевой Вот как мы умеем можно предложить нарисовать свои следы на бумажных дорожках.
На занятиях по изобразительной деятельности, особенно со старшими дошкольниками, воспитатель использует картины, репродукции с картин, иллюстрации к книгам, предметы декоративно-прикладного искусства. Нарисовать, например, яркий, солнечный день детям будет легче, если они предварительно наблюдали его, а затем рассматривали иллюстрации в книгах или репродукцию с картины А. Пластова Лето.. Выполнить декоративный узор (дымковский, хохломской) поможет рассматривание дымковской игрушки, изделия из Хохломы.
Литературные произведения и фольклор способствуют обогащению самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Активизация ее происходит и во время прогулок — на участке детского сада, по улицам родного города, поселка, в ближайшем парке или сквере, в лесу, на лугу, у реки. Воспитатель проводит беседы о назначении некоторых общественных зданий, о названиях улиц, площадей, читает рассказы, например Страна, где мы живем С. Баруздина, Самолет летит И. Винокурова. Воспитатель должен поощрять и поддерживать возникшие в играх или в труде дружеские отношения детей и добрые отношения ребенка со взрослым (во время сборов, в процессе наблюдений за окружающим и т. д.). Вовремя сказанное точное, образное слово, пословица, загадка, небольшой стишок, шутка, упоминание знакомого и любимого персонажа из известного произведения — все это средства углубления таких отношений. Одевая малыша на проулку, воспитатель приговаривает:
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
А вот этот — наш малыш,
Наш малыш.
Его зовут... (Называется имя ребенка.)
Помогая трехлетней девочке надеть варежку, он прочтет игровой стишок Н. Саконской Где мой пальчик?. Дети постарше одеваются самостоятельно. Кто-то затянул шнурок ботинка, кто-то оборвал тесемку варежки. Здесь уместна пословица: Не везде сила: где—уменье, а где — терпенье. В старшей и подготовительной к школе группах ребенку, неправильно надевшему шапку, шарф, можно шутливо напомнить: Поспешить — людей насмешишь.
Во время-прогулки воспитатель находит возможность читать детям и большие по объему произведения — сюжетные и лирические стихи, сказки, рассказы. Это может быть повторение уже известных произведений или первое знакомство с ними. В теплое время года в уютном месте парка, леса можно читать длинные рассказы и сказки с продолжением.
Особенно сильное эстетическое воздействие оказывает природа, оставляя глубокий след в душе ребенка, затрагивая все его чувства яркостью, многообразием, необычностью впечатлений. Выразительное слово, образ художественного произведения помогают осознать, надолго запомнить эти впечатления, соединить образы природы с широким понятием Родина
Чтобы усилить восприятие пробуждающейся природы весной, старшим детям читают стихи русских классиков и советских поэтов: Весенние воды Ф. Тютчева, Ласточка, В мае А. Майкова, Сельская песня А. Плещеева, На лугу А. Блока, Черемуха Е. Благининой, Песня о весне Я. Коласа, Журавли П. Воронько, Весна, Сосны И. Токмаковой, Весенняя песенка С. Маршака и т. д. Но и малышам будет понятен образ весны в стихотворении А. Плещеева;
Травка зеленеет. Солнышко блестит...,
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом...
Воспитателю надо знать стихи, загадки о птицах, прилетающих весной в родные края. Например, дети средней группы с легкостью запомнят Ласточку Е. Трутневой. Старшим детям загадывают загадки:
Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашням вскачь... А зовется птица... (грач.)
На шести дворец, Во дворце певец, А зовут его... (скворец.)
Детская литература богата произведениями о всех временах года. Лето—пора цветов. В фольклоре, в русской и советской детской поэзии живет традиция — поэтично рассказать, воспеть цветы родного края. Старшие дети знают стихи Е. Серовой Гвоздика, Незабудка, Колокольчик, Е. Благининой Одуванчик, им, можно почитать и о лесе {Липка П. Воронько), о лугах, напомнить некоторые тексты народных песен Береза, моя березонька..., Ивушка, Рябинушка. Малышам — рассказать потешку о земляничке:
Ягодка KpacFia , Земляничка спела.
Ой ляй, ой ли-ли,
Земляничка спела. Отчего ж она красна? На пригорочке росла, Супротив солнца цвела...
Планируя прогулки, воспитатель может наметить и подготовить для исполнения произведения разных жанров. Прочитанные в определенной бытовой ситуации, они окажут на чувства и мысли детей большее воздействие, чем на занятии. Например, после прогулки но новой улице воспитатель читает старшим детям рассказы: Москва Л. Кассиля, Машины на нашей улице М. Ильина и Е. Сегала, предлагает вспомнить слова песен на музыку Е, Тиличеевой Едем мы по улице (слова М. Кравчука) и Наша Родина (слова Л, Некрасовой):
...Там, где был недавно
Дом один готов,
Сто подъемных кранов
Строят сто домов...
Детям подготовительной к школе группы после прогулки по городу можно прочитать стихи Г. Ходосова Наша столица; малышам —загадать загадки:
По рельсам бежит, День-динь звонит. (Трамвай.)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет.)
В дошкольной педагогике широко используются подвижные игры развивающие самостоятельность и инициативу. Часто они начинаются с зачина, а роли в них распределяются с помощью считалок. Например, такой:
Тилн-тели,—
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Распределиться на две подгруппы помогает играющим же-ребьевка: Наливное яблочко или золотое блюдечко?, Какого коня, сивого или златогривого?. Используются в подвижных играх и припевки, содержание которых составляет сюжет игры, например: Гуси, гуси! — Га-га-га.— Есть хотите? — Да-да-да и т. д. Зачинами могут стать скороговорки.
Наблюдая во время прогулок различные явления природы, дети замечают характерные особенности золотой осени, снежной зимы, голубой весны, яркого, теплого лета. Воспитатель может при этом напомнить, как это изображает художник. Например, когда на прогулке дети любуются красотой осеннего пейзажа, Им напоминают, что в детском саду есть картина, на которой изображен очень похожий пейзаж (И. Левитан. Золотая осень). Затем воспитатель просит детей назвать другие виденные ими ранее картины. После прогулки педагог может предложить найти репродукции с картин, содержание которых наиболее соответствовало бы данному времени года
На прогулке дети не только наблюдают окружающую природу, но и с удовольствием собирают листья, веточки, корни растений. Они рассматривают их, находят сходство с живыми существами. Увидев изогнутый корешок, ребенок говорит: Какой большой червяк. Другой замечает: ...похож на змею, она так ползет по земле, вся извивается
Во время экскурсии по лесу можно собрать природный материал (шишки, мох, сосновую кору) и смастерить из пего птичку, ежика, лесовичка, черепаху. Игрушки-самоделки хороши для придумывания игровых эпизодов. На развитие таких игр влияют впечатления от просмотра мультфильмов: Чебурашка, Крокодил Гена, Львенок и черепаха, Винни-Пух и др.
Рисование на земле, снегу, песке также привлекает детей. Они рисуют дом, в котором прячутся от злого волка, цветными мелками на асфальте рисуют людей, животных. Изобразительная деятельность такого рода необычна и является как бы частью игрового замысла.
Зимой интересно украшать снежные постройки, фигуры вылепленных из снега животных и птиц цветными льдинками, которые дети заготавливают сами. Ярко-красные, малиновые, желтые, разной формы и величины, они декоративно выделяются на белом снегу, составляя узор. Дети замечают красоту этого сочетания и любуются им вместе со взрослыми.
Во время прогулок можно найти подходящие моменты для стимулирования детской музыкальной деятельности. Главным образом это может быть летом и ранней осенью. С детьми проводят как спокойные музыкальные игры {дидактические, с пособиями, игра на детских музыкальных инструментах), так и подвижные, хороводные. Следует помнить, что пенис на прогулке в сырую, влажную и холодную погоду отрицательно действует на состояние голосового аппарата ребенка. Многим играм могут предшествовать песенки-считалки, например: Катилось яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града, кто поднимет, тот и выйдет (музыка В. Агафонникова); для старших — более сложные, такие, как Я куплю себе дуду, я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди! Мы играем — ты води! (музыка В. Герчик), Цынцы-брынцы, балалайка {музыка Т. Попатенко) и др.
Музыка включается и в сюжетно-ролевые игры. Например, изображая парад, дети маршируют с барабаном под звуки трубы или песни. Песни о поезде, автомобиле, лошадке, самолете сопровождают путешественников.
Во время прогулки старшие дошкольники самостоятельно затевают народные игры-хороводы, например Васька-кот, У медведя во бору, Уголки, и основанные на пляске Вейся, капустка, Выходи, подружка и т. п. Здесь же воспитатель может провести и некоторые музыкально-дидактические игры: Узнай по голосу, Тише -громче {музыка Е. Тиличеевой), включающие общие действия для всех участников и отдельное задание для одного. Мелодия, которая сопровождает действия детей, исполняется взрослым на металлофоне.
Дети возвратились с прогулки — скоро обед. В то премя. когда они моют руки, умываются, воспитатель, помогая им, ласково говорит:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели. Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Дежурные накрывают на стол — нет времени для продолжительного разговора, но зато уместна короткая пословица. Например, в средней группе дежурные забыли поставить хлеб. Худ обед, когда хлеба нет,— замечает взрослый. Разговорившимся за обедом шутливо напомнит: Когда ем, я глух и нем! Двое детей подготовительной к школе группы, помогая приготовить группу к дневному сну, заспорили. За спором дело стало,— останавливает их воспитатель.
После дневного сна наступает время самостоятельной деятельности, игр. Каждому находится дело по интересам. Надо помочь ребенку создать определенную ситуацию или прямо подсказать. У малыша еще не сложился навык совместной сюжетной игры. Активизируя ее {подвигаться, попрыгать), воспитатель ритмично проговаривает потешки:
Скачет яайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка — Ты его поймай-ка!
Как у наших у ворот Муха песенки поет, Комар подпевает, Муху нагоняет.
Побуждая трехлетних играть с игрушками, воспитатель повторяет стихи из цикла А. Барто Игрушки. Подсказывая детям средней группы темы сюжетных игр, напоминает им стихотворения Маша обедает С. Капутикян, Мой Мишка 3. Александровой, Аленушка Е. Благининой, просит рассказать Кубик на кубик Я. Тайца, Как лошадка зверей катала Е. Чарушина.
Старшие разыгрывают сказки {русские и других народов), читая г/о ролям. В драматизациях, творческих играх они воплощают сюжеты произведений детской литературы: Неизвестный друг Э. Цурюпы, На льдине, Обвал Б. Житкова, Два радиста, Кто достал якорь, Кит С, Сахарнова, Терем-теремок, Двенадцать месяцев, Цирк, Волк и лиса С. Маршака, Самолет летит И. Винокурова, Муха Цокотуха К. Чуковского, басен И, А. Крылова.
Постепенно {к концу пребывания в детском саду) дети приобретают навык играть продолжительное время, доводить действие до конца. Использование в совместной игровой деятельности литературных произведений помогает формировать интересы, нормы поведения, чувство коллективизма. При этом уточняются и обогащаются представления об окружающей действительности, развиваются мышление, воображение, речь, эстетический вкус.
В детском саду ребенок обязательно проводит некоторое время в книжном уголке. Традиционное название это услов-но так как уже в младших группах это не только книжная полка или столик, где можно рассматривать любимую книжку. В хорошо освещенном м,есте, в стороне от подвижных и шумных игр воспитатель сосредоточивает оборудование и пособия для многих видов самостоятельной художественно-речевой деятельности: полку с книгами и альбомами для рассматривания; комплекты картинок для рассказывания; переносной фланелеграф с наборами фигурок для пересказа, собственного сочинения. Устраивается специальное место (столик, горизонтальная панель), где ребенок действует с плоскими фигурками, объемными игрушками. Здесь же экспонируются репродукции картин и иллюстрации (среднего н большого формата) к знакомым произведениям детской литературы, В младшей и средней группах книжная полка оформляется, как сказочный домик. В подготовительной к школе группе организуется библиотека: библиотекарь записывает читателей; каждый должен помнить свой формуляр по рисунку; книги складываются по темам, и дети-читатели сами выбирают их.
На протяжении дня ребенок не раз берет в руки книжку, смотрит картинку, слышит от воспитателя тексты знакомых и новых стихов, рассказов, сказок, сам исполняет любимое произведение, отгадывает загадку, выражает в собственном творчестве отношение к окружающей жизни.
Больше всего времени для игр и занятий по интересам после дневного сна.
В это время дети могут послушать музыку (в грамзаписи), музыкальные радиопередачи, познакомиться со звучанием оркестра и разных инструментов, посмотреть диафильмы. Все это расширяет кругозор и обогащает художественными впечатлениями.
Занимаясь самостоятельной музыкальной деятельностью, дети повторяют понравившиеся им песни, игры, пляски, проводят с куклами музыкальное занятие, импровизируют свои танцы, музицируют на инструментах — индивидуально или объединяясь небольшими группами.
В старших группах находят применение различные виды театра: настольный, плоскостной, бибабо и др. Часто материалом для детской драматизации служит песня. Она хорошо организует действие, задает определенный ритм и темп исполнения — персонажи в ходе спектакля поют и танцуют.
В это же время дня дети имеют возможность самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью. Оборудуя для этого специальную зону, воспитатель заботится об оснащении ее различными методическими пособиями, способствующими детской активности. При этом каждый выбирает то, что его больше интересует {краски, пастель, глину, цветную бумагу и т.д.). Он может продумать содержание будущего рисунка, лепки, аппликации, рассмотреть репродукцию (пейзаж, натюрморт), скульптурное изображение животных, человека. Воспитатель обращает внимание ребенка на то, как передана художником выразительность и пластика движений. Например, поза лисы (подкрадывается, притаилась, ждет и т.д.) передана изогнутой линией.
Старших дошкольников всегда привлекает скульптура Иван ловит жар-птицу. Декоративно раскрашенные фигурки Иванушки и сказочной птицы вызывают у них желание вспомнить знакомую сказку. Они поворачивают скульптуру, рассматривают ее со всех сторон, обследуют рукой очертания фигур, ощущая плавность линий, замечают красоту формы, цвета. Кто-то из детей начинает рассказывать эпизод из сказки, другие продолжают. Воспитатель напоминает эпизоды, которые были забыты. Рассматривание скульптурных фигурок вызывает желание вылепить из глины или пластилина какой-либо персонаж.
Сашу (шесть лет) очень привлекает фигурка скачущего коня. Несколько раз он пытался его вылепить, однако передать стремительность бега ему никак не удавалось. Воспитатель подсказом, образным сравнением (Конь бежит, как стрела летит) помогает ребенку. Саша резко поворачивает коню передние йоги вперед, хвост как бы развевается по ветру. Но какой же конь бед всадника? Надо вылепить и его. Закончив работу (псадник на скачущем коне), Саша показывает лепку своим товарищам. Они восхищаются и начинают дополнить сюжет, используя свои наблюдения: Как неуловимые мстители*,— говорит один. Другой вспоминает слона песенки: Наши кони чисты, наши кони быстры — мы кавалеристы. У третьего появляется желание вылепить самому что-либо на такой же сюжет.
Значительное влияние на самостоятельную изобразительную деятельность старших дошкольников оказывают также репродукции.
Например, Света очень любит рассматривать натюрморт П. Кончалов-ского Сирень, Однажды она взяла большой лист бумаги, поставила его на мольберт и большой кистью изобразила кувшин и цветы. Около кувшина -два больших яблока. Рисунок получился ярким, декоративным, необычным по формату. Дети заметили это и сказали: У Светы, как на картине, нарисовано.
При подготовке к праздникам или развлечениям воспитатель вместе с детьми (после дневного сна) готовит украшения: гирлянды, цветы, игрушки на елку и другие поделки. Предварительно показывает детям рисунки, художественные фотографии, открытки, а затем предлагает сказать, что характерно для оформления новогодней елки, первомайского торжества и т. д. Дети, различая особенности праздничного украшения, с увлечением вырезают разноцветные флажки, листья, клеят гирлянды, а затем украшают ими группу, зал, рисуют пригласительные билеты. Их участие в этом процессе создает в коллективе творческую атмосферу, желание лучше выполнить какую-то часть общей композиции.
Таким образом, искусство не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятрично по форме, цвету; проявлять выдумку, отклоняясь от симметрии; узнавать, называть основные и дополнительные цвета, сравнивать их, отдавая предпочтение некоторым;
проявлять наблюдательность при подборе парных картинок (игра типа лото), выполняя работы по образцам картинок (мозаика или подобные ей), узнавать и называть геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), схожие с ними по форме предметы, сравнивать их по величине, окраске, пропорциям (высокий, низкий, широкий, узкий);
различать по высоте взятые последовательно два звука на рояле или ксилофоне (щебечут птички — соль,, отвечает мама-птица—до), различать и сопоставлять звучание колокольчика и бубенчика, бубна и барабана, различать музыкальные произведения (музыкальные загадки);
проявлять сообразительность в процессе словесных игр; воспроизводить интонации вопроса, просьбы, согласия (стихотворение А. Барто Кто как кричит?);
умоть самостоятельно организовать подвижную игру, соблюдая точность построения; по своей инициативе водить несложные хороводы, исполнять отдельные роли, применять считалочки;
знакомые игры повторять дома; аккуратно хранить свои игрушки, материалы, книги.
Быт. Здороваться со всеми, приходя в детский сад; спрашивать разрешения, выходя из группы, уходя домой; разговаривать негромко, внимательно выслушивать воспитателей, товарищей; извиняться, если поступил неправильно, быть вежливым и предупредительным: не толкаться, пропускать младших вперед, соблюдать порядок в группе, убирать игрушки;
на прогулке не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не сорить; предупреждать об этом младших;
за столом сидеть спокойно, не делать лишних движений, есть не спеша, уверенно пользоваться ложкой и вилкой;
в спальне вести себя тихо, не мешать другим;
следить за тем, чтобы внешний вид всегда был опрятным (одежда, обувь, прическа), чтобы лицо и руки были чистыми, самостоятельно мыть их мылом, не разбрызгивая воду, вытирать досуха; обращаться за помощью, если что-нибудь порвалось, запачкалось; уметь раздеться и одеться, аккуратно складывая одежду так, чтобы она не помялась.
Труд. Проявлять интерес к работе взрослых, уметь рассказать, как мама дома прибирает комнату, украшает ее;
уметь самостоятельно сервировать стол к обеду, чаю;
после игры собирать игрушки, раскладывать их по местам;
поддерживать порядок в групповой комнате, игровом уголке, у себя дома, на улице, понимая, что это красиво;
подбирать материал по фактуре для изготовления игрушек, сувениров, следить за сочетанием цвета, пропорциональностью формы;
следить за чистотой на участке, собирать бумажки, мусор, сухие ветки, счищать снег, понимая, что от этого двор станет красивее.
Природа. Уметь видеть красоту природы, радоваться ей {небо голубое с белыми облаками, цветы красные с зелеными листьями, хорошо пахнут, окраска бабочек яркая);
отличать и сопоставлять форму цветов, листьев, клумб;
воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц и т. д.;
наблюдать разнообразные движения: стремительные и ловкие — собак, мягкие — кошек, плавные — рыб;
замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой;
следить за порядком и чистотой в уголке природы, различать растения, сравнивать их по внешнему виду, ухаживать за ними, интересоваться их ростом и развитием;
на прогулке петь, маршируя; читать стихи, водить хороводы, в играх пользоваться считал очкам и; собирать букеты, обращая внимание на красивое сочетание цветов; делать постройки из песка и снега.
Общественная жизнь. Гордиться нашей страной, дружной, сильной, о которой так заботился В. И. Ленин; рассматривать картины, изображающие Красную площадь в столице; знать, что Родину защищают смелые, отважные солдаты, петь о них песни; рассматривать картинки, рассказывающие о жизни разных народов нашей страны, кукол в национальной одежде, слушать национальные сказки; проявлять интерес к достопримечательностям ближайших к детскому саду и дому улиц и площадей, к достопримечательностям деревни, к труду людей, чьими руками построено много красивых зданий, сделаны машины, станки, игрушки, красивая одежда и обувь, посажены цветы и зеленые насаждения;
замечать красоту убранства групповых комнат, зала;
организованно действовать на совместных занятиях; следить, чтобы все было аккуратно и красиво; отрицательно относиться к беспорядку;
помогать взрослым в оформлении помещения к праздничным торжествам 7 Ноября и 1 Мая; совместно обсуждать, как провести праздник, как он прошел; рассказать, как прошли праздничные дни дома.
Занятия по видам художественной деятельности. На занятиях уметь внимательно слушать музыку, стихи, рассказы, рассматривать картины; выслушивать мнение товарища, не перебивая его, делиться своими впечатлениями; рассматривая рисунки, лепку, аппликации, оценивать их качество;
различая уже знакомые произведения, выделять из них наиболее понравившиеся;
тельным творческим проявлениям в играх, на прогулке, праздниках и во время развлечений. Воспитатель должен умело стимулировать детскую активность, вызывать у детей желание вспомнить сказку, повторить знакомую песню, музыкальную игру, потешку или стихотворение, рассмотреть картину, игрушку, декоративные изделия.