Эстетическое воспитание в детском саду
Художественный труд старших дошкольников
Содержание художественного ручного труда
В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем совершенствовании воспитания и обучения подрастающего поколения, в проекте реформы школы взят курс на профориентацию молодежи, на пересмотр программ начальной и средней школы с целью повышения воспитательной и трудовой направленности содержания уроков труда, на которых закладываются основы политехнических знаний и умений, основы эстетической культуры, трудовой деятельности, представлений о дизайне. Это имеет прямое отношение и к воспитанию детей дошкольного возраста. Изучение и теоретическое обоснование такой деятельности, как художественный ручной труд ребенка в детском саду, становится актуальным в связи с новыми задачами трудового и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
В разработке научно обоснованной программы трудового воспитания детей существенное значение имеет отбор видов труда, доступных для детей дошкольного возраста.
Ручной труд является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Многие педагоги отмечают, что на этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.
Ручной труд — конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту.
Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей. Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда дошкольников, в их трудовом, нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании неоценима.
Советской педагогикой разработаны содержание и методы трудового и эстетического воспитания детей в дошкольном учреждении. Опираясь на требования программы, воспитатели детского сада должны не только формировать и совершенствовать трудовые навыки ребят, но и постепенно расширять содержание их трудовой деятельности. Рассмотрим это на примере связи ручного труда и эстетической деятельности, в основе которой лежит содержание декоративно-прикладного искусства.
Воспитание детей в традициях народного ремесла всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных вещей быта. Основной предпосылкой педагогической эффективности такого обучения являлись условия окружающего быта, материалы и предметная среда, которые создавали возможности для приобщения ребенка к полезному труду.
Содержание художественного труда дошкольников составляют:
работа с тканью, нитками {декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных кукол, предметов сервировки стола, сувениров);
работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур — анималистика, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка);
работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат);
работа по дереву (поделка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);
работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, цветной целлофанированной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из остатков меха).
Правильно организованный ручной труд в детском саду, начальной школе, в. семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями ремесленного мастерства, приобщает к народно-декоративному искусству, т. е. подготавливает каждого ребенка к последующему обучению в школе.
Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент содержательного воспитания.
Художественная деятельность взрослого или ребенка рассматривается как деятельность, связанная с каким-либо видом искусства. А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы либо в плане воображения при восприятии произведений искусства, либо участвует в доступных ему формах художественной самодеятельности.
Изучение опыта работы с детьми во многих дошкольных учреждениях страны свидетельствует о том, что художественный ручной труд вошел в жизнь детей. Традиции народа, традиции национального декоративно-прикладного искусства, традиции ручного художественного ремесла не исчезают, а развиваются, обогащаются новыми формами. Например, в детских садах центрального района Российской Федерации развиваются традиции русского национального искусства. Это ярко проявляется в народных празднествах — ярмарках, хороводах, попев-ках и т.д., в изготовлении расписных изделий, сувениров из дерева, бумаги, ткани, меха, бересты, лыка, прутьев, ниток и т.д. В детских работах прослеживаются характерные признаки национальной культуры, особенностей художественных промыслов края, республики. Так, в тканых половичках из Архангельского края проявляются традиции народного узорного ткачества. В Литве, Латвии, Эстонии, Молдавии дети выполняют и такие работы, как плетение из ниток и ткачество на детских станочках, выпускаемых промышленностью. Они ткут простые узоры, вышивают салфетки и вяжут отделку для одежды кукол. Дошкольники с удовольствием выполняют различные поделки из тканей, мочалы, дерева, фольги и других материалов. Освоили ребята и процесс изготовления (лепки, обжига) изделий из керамики, используя современные приемы декорировки. Эти изделия находят применение в качестве украшения интерьера детского сада, атрибутов в играх, утилитарных бытовых вещей и в качестве сувенирных поделок. В детских садах Белоруссии, Украины дети осваивают под руководством воспитателей традиции национальной вышивки крестом, плетения, аппликации из соломки, ткачества.
В некоторых детских садах Узбекской ССР на занятия по изобразительному искусству приходят народные мастера, чтобы показать детям свое искусство изготовления художественных изделий из керамики, шерстяных разноцветных ниток (ковроделие) .
В наши дни, как и прежде, в Закарпатье, Мордовской АССР и других местах шьют домашнюю одежду в национальных традициях, в исполнении которой (заготовка сырья, крашение, подготовка пряжи, ткачество и шитье) в известной мере принимают участие и дети дошкольного возраста. А в горном ауле Кубачи Дагестанской АССР, знаменитом на весь мир серебряными и золотыми чеканными изделиями, по давней традиции мальчики с дошкольного возраста перенимают мастерство ювелирного искусства от своих братьев и отцов.
Так ремесло живет и развивается., переходя от старших к младшим. И это важно, поскольку с малых лет закладываются основы нравственно-эстетического воспитания, любви и уважения к труду, к своему дому, к народу, к Отчизне.
В процессе художественного ручного труда в детском саду перед дошкольниками ставятся две задачи:
— научиться определять и реализовывать художественные цели при создании замысла (эскиза) изделия, уметь планировать конечный результат своей работы;
овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами (бумага, ткань, нитки, клей, игла и т.д.).
Дети старшей группы быстро осваивают плетение разноцветных ковриков, салфеток, изготовление образных поделок из природного материала. Они увлеченно отбирают самые красивые на их взгляд изделия и украшают ими кукольный уголок, обеденные столы в группе. Изменения в обстановке радуют и самих детей. Они говорят: Красиво на столе, когда белые тарелочки и вазочки с цветами стоят на салфеточке голубой с желтеньким, Мне нравится коврик в кукольном уголке, который сплели Маша и Лена, Обедать приятнее, потому что наряжены столики цветными салфетками.
Итак, под термином художественный ручной труд понимается труд ребенка с различными материалами с целью создания полезных и эстетически оформленных предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает прежде всего эстетические качества материалов, пользуясь ими на основе имеющихся представлений, знаний, практического омыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.