Эстетическое воспитание в детском саду
Методика руководства художественным трудом детей
Любая вещь, изготовленная ребенком, должна получить оценку педагога или сверстников {при участии педагога). Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Поэтому мы подробнее остановимся на критериях определения качества изделий детского ручного труда:
функциональность изделия, т. е. возможность его использования;
соответствие формы, цвета, пропорций фактуре материала изделия;
использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
мастерство, аккуратность и техничность исполнения образца.
Декоративно-прикладное искусство формирует предметную среду по законам красоты. Предметы украшают быт, живут с нами каждый день, их знают и любят дети. Многие из них сделаны умными и умелыми руками человека. Чтобы детям было понятнее назначение этого вида искусства, педагог ведет с ними беседу, читает рассказы о народных умельцах, проводит экскурсии, устраивает просмотр диафильмов, обсуждает иллюстрации. Так, в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя о том, как в руках мастерицы рождается красивый кружевной воротник {знаменитые вологодские кружева). Л такой воротник украшает мамино платье,— говорит Лена. Дети узнают, как простые деревянные чурки превращаются в игрушку- матрешку, расписную деревянную посуду из Хохломы — миску для салата, ложки, стаканы для кваса, прекрасные декоративные тарелки, панно или детскую мебель; как гончары из Гжели разрисовывают синие узоры на посуде: чашках, чайниках, сахарницах, шкатулках, тарелках... Дети с интересом рассматривают иллюстрации и образцы.
В старших и подготовительных группах дошкольники не только продолжают знакомиться с декоративно-прикладным искусством, но уже выполняют интересные изделия своими руками. На занятиях по декоративному рисованию, аппликации, в художественной самостоятельной деятельности они расписывают и лепят посуду, скулыгтурки из глины, наносят узоры на деревянные ложки, доски, рисуют н плетут коврики.
Для занятий ручным художественным трудом в детском саду, желательно отвести специальное место. Если позволяет площадь дошкольного учреждения, для занятий следует оборудовать специальную комнату. В ней занятия буду идти по графику, здесь должно быть различное оборудование: столярные столы с инструментами, шкафы стеллажного типа, в которых размещаются образцы, поделочные материалы, готовые изделия, оборудование для вязания, плетения, ткачества, вышивки и др. В условиях сезонных дошкольных учреждений и при выезде детей на дачу зоны для ручного труда могут быть оборудованы на закрытой веранде, в беседке или под теневым навесом {материалы хранят в закрытых стеллажах).
Если художественный труд организуется в групповой комнате (в зоне изобразительного искусства и в уголке труда, где дети бывают во второй половине дня), то надо создать условия для развертывания самостоятельной деятельности детей, продуман очередность видов художественных работ, распределив работу детей на кварталы по темам. Вначале это могут быть поделки из бумаги и картона, в осенне-зимний период — работа с природным материалом; затем можно предложить детям поработать над созданием мелких сувениров, игрушек из ткани, меха, ниток, а весной предложить плетение из цветного шнура, ниток, декоративной тесьмы, полосок ткани; и летний период на воздухе желательно организовать ткачество из ниток разной толщины и фактуры. В течение года в этой мастерской сможет побывать и найти себе дело по душе каждый ребенок.
Показывая детям основные приемы работы с бумагой, картоном, глиной, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием, воспитатель в комплексе решает не только художественные, но и другие воспитательно-образовательные задачи (учит детей сравнивать, анализировать, выбирать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, трудиться с интересом, обязательно доканчивать работу, убирать рабочее место).
Педагог объясняет, что цвета надо подбирать не спеша, сравнивая один цвет с другим, внимательнее относиться к пропорциям и выразительности создаваемого образа и т. и. В такой интересной работе, как, например, плетение, особенно важно уметь красиво, со вкусом подобрать расцветку ниток, цветных полосок узорной тесьмы, из которой плетется нарядный коврик. Для этой работы необходимы: рамка деревянная или пластмассовая с зубцами по краям для натяжения нитей основы. В качестве основы используются нитки № 10 или узкая тесьма, сутаж. В качестве утка, с помощью которого происходит плетение полотна, подбирается более широкая шелковая или хлопчатобумажная тесьма ярких расцветок. Воспитатель показывает, как плести основу и прокладывать уток: надо вдоль деревянной (или пластмассовой) рамки натянуть узкую тесьму и закрепить ее сбоку; подобрать полоски узорной широкой тесьмы по ширине рамки и нарезать полоски одинаковой длины; продумать сочетание широких и узких полосок коврика, их цветовую гамму. Показывая приемы плетения, воспитатель учит ребенка работать аккуратно, не спешить, прислушиваться к советам. В конце плетения дети должны закрепить (прошить вперед иголкой) цва противоположных края коврика, показать взрослому, потом снять с двух других сторон изделие с рамки — и веселый коврик готов!
Дети быстро осваивают приемы переплетений на рамке простой и оригинальной конструкции {автор комплекта рамок для детского декоративного плетения и ткачества Л, В. Пантелеева). Особенно радует и привлекает их то, что они участвуют в настоящей работе, действуют с настоящими инструментами и материалами и результат их деятельности — изделие или коврик — радует всех. Дети охотно передают свои знания и навыки товарищам, с готовностью объясняют все действия.
Большинство операций в освоении навыков художественной деятельности (ткачество, плетение, вышивка, мелкая пластика из природного материала) дети выполняют в свободное от занятий время—утром, до завтрака, после дневного сна, а в теплое время года — прогуливаясь на участке. Интерес дошкольников к выполнению изделий для быта развивают тематические занятия, объединяющие разные виды творческой деятельности. Такие занятия выявляют и обобщают накопленный опыт детей, демонстрируют уровень умений и навыков каждого, стимулируют коллективный ручной труд, принося эстетическое удовлетворение и радость. Приведем примеры комплексных занятий, которые одновременно объединяют разные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликацию, лепку), конструирование и художественный труд.