Эстетическое воспитание в детском саду
Развлечения
Программу каждого дня в детском саду составляют занятия, игры, посильный труд. Развлечения же, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают
настроение.
Программа воспитания в детском саду рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями. Развлечения в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к
другу).
В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Бывают развлечения и спортивного характера, воспитывающие выдержку, волю, смелость, находчивость и ловкость. Но развлечения, связанные с искусством, в большей мере способствуют эстетическому и художественному воспитанию детей. Такие развлечения могут строиться на основе какого-то одного вида искусства (литературные, музыкальные, изобразительные) или соединять в себе два или сразу все виды искусства. Одни развлечения чисто зрелищные, рассчитанные только на восприятие их детьми. Эти развлечения проводятся взрослыми, детям в данном случае отведена пассивная роль. В других, активно-действенных развлечениях дети сами являются исполнителями, активными участниками.
К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, показанные артистами, подготовленные работниками детского сада, учениками соседних школ, родителями. Такие зрелища устраиваются либо для детей одной возрастной группы, либо для всех групп детского сада одновременно.
Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам, например о природе родного края, могут составить содержание лирических концертов (Березонька моя, Рябинушка, Скворушка прощается, Здравствуй, зимушка-зима!}, на которых дети еще раз встретятся со стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям большую радость, Песня, исполненная воспитателем, вызывает у детей желание петь, подражая ему, причем петь не только на занятиях.
Умелое композиционное построение концерта в соответствии с жанром, выразительное исполнение, красочное оформление значительно усиливает его эстетическое воздействие на детскую аудиторию. Театрализованные концерты Мешок смеха, Путешествие в страну сказок, Неуловимые и т.д. поднимают настроение, развивают чувство юмора, пробуждают активную готовность к деятельности. На таких концертах дети-зрители легко, с готовностью становятся участниками: охотно отвечают на вопросы, соревнуются.
В основе многих представлений, спектаклей лежит сюжет. Образы персонажей спектакля несут определенную идейно-нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание героям, желание дать собственную оценку их поступкам. Ребенок не может только пассивно воспринимать интересное представление, даже если содержание хорошо ему знакомо. Репертуар театрализованных представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни. Такие сказки, как Теремок, Репка, Красная Шапочка, Зайкина избушка и др., дети могут смотреть много раз, не уставая; им нравится, когда добро побеждает и любые драматические коллизии имеют хороший конец. Само действие динамично развивающегося сюжета держит зрителей в приятном напряжении.
Выбор вида театрализованного зрелища зависит от возраста детей. Самые маленькие очень любят мягкую образную игрушку. Небольшие сценки с медвежонком, собачкой, зайкой всегда радуют малышей. С хорошими образными игрушками можно разыгрывать театрализованные представления и для более старших. Схематичные, статичные, плоские фигурки настольного театра вряд ли целесообразно показывать малышам, зато старшие дошкольники с их помощью лучше воспримут сказку, а затем смогут использовать фигурки настольного театра при пересказе и в самостоятельной театрализованной деятельности. Теневой, кукольный театр и другие виды театрализованных постановок всегда вызывают интерес у детей, развивают воображение.
Организация концертов, театрализованных представлений требует большой подготовки, отработанности каждого номера. Только тогда они могут быть показаны детям. Кукольные спектакли по мотивам сказок Репка, Теремок и др. можно показывать всем детям. Для малышей эти спектакли будут просто интересным развлечением, а более старших, хорошо знающих текст понимать, что некоторые явления, события могут быть переданы средствами искусства (сказки, песни, картины);
отличать некоторые выразительные и изобразительные средства при передаче характера, настроения художественных произведений, эмоционально откликаться на их содержание;
проявлять интерес к занятиям различными видами искусства, стремясь усвоить определенные навыки, точно выполнять несложные задания воспитателя;
правильно представлять содержание занятия (учимся рисовать, лепить, вырезать, читать стихи, слушать музыку, петь, танцевать);
проявлять музыкальный и поэтический слух: чисто интонировать простые песни, различать высокое и низкое регистровое звучание; выразительно передавать интонации в стихах (вопросительные, утвердительные);
проявлять чувство ритма: воспроизводить ритмический рисунок, пытаться отметить метрические ударения; чувствовать и передавать ритм стиха, правильно чередовать в определенном ритме простые узоры декоративного рисования; ритмично двигаться под музыку;
чувствовать и различать музыкальную (запев, припев), стихотворную и прозаическую форму; понимать соотношение предметов в лепке, расположение их в рисунках, аппликации;
пытаться оценивать произведение; стремиться понравившееся услышать еще раз;
проявлять желание самостоятельно исполнить определенную роль в драматизации и музыкально-сюжетной игре;
выделять главное в картине — тему, образ персонажей, изобразительные средства (колорит, композиция);
оценивать качество работ своих товарищей: рисунков, лепки, исполнения песен, движений, чтения стихов.
Художественная самостоятельная деятельность и развлечения. Проявлять желание послушать любую песню, инструментальную пьесу, книгу, пользоваться музыкальными игрушками; проявлять инициативу в организации самодеятельного концерта: петь, танцевать, читать стихи, водить хороводы;
вспоминать содержание книги, по рассматриваемым картинкам рассказывать друг другу маленькие сказки, рассказы; пользоваться по выбору карандашами, красками; активно участвовать в музыкальных и словесных дидактических играх, играть в настольные игры (различать картинки по цвету, форме, композиции);
внимательно, с интересом смотреть концерты, спектакли кукольного, теневого театра, доброжелательно относиться к выступлениям других;
проявлять находчивость в играх, инициативу и самостоятельность на вечерах развлечений; изображая игровые персонажи, подчеркивать их характерные черты; в индивидуальных выступлениях выразительно петь, танцевать, читать стихи;
принимать посильное участие в обсуждении того, что делается на праздничном утреннике;
исполнять дома запомнившиеся, наиболее интересные песни, пляски, стихи из праздничного репертуара.