Эстетическое воспитание в детском саду
Праздничные утренники
Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического последовательного раскрытия темы, логического перехода от одной части действия к другой и т. д.), а также продуманного оформлении помещения, где происходит действие. Систематически проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничому их развитию, воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как родства воздействия различные виды искусства и художествен-ной деятельности, В детском саду проводят утренники, посвященные Октябрь ской революции, 1 Мая, отмечают 22 апреля — день рождения В, И. Ленина, Международный женский день 8 Марта, День Советской Армии, проводят праздник новогодней елки и традиционный утренник, на котором дети подготовительной к школе группы прощаются с детским садом. В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства.
Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.
Задачи эстетического развития дошкольников решаются в процессе выполнения разнообразной программы утренника, которая должна вызывать у каждого ребенка различные эстетические чувства. Во время торжественной части общенародного праздника дети слушают и поют песни, читают стихи о Родине, об Октябре, 1 Мая. Это рождает в их сердцах гордость за свою страну, способствует первоначальному проявлению патриотических чувств. Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы смех и веселье.
Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетически* эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.
Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.
Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится. Так, в дни Октябрьских торжеств флаги, красные полотнища, силуэт Кремлевской Стены придадут оформлению политическую значимость, идейную направленность. Октябрьский праздник отмечается как день рождения Родины, поэтому здесь звучит тема труда: и большой урожай, и грандиозное строи-тельство, и трудовые победы советских людей. Все это под-черкивается в словах ведущего:
День рожденья, день рожденья Нашей Родины прекрасной Встретят взрослые и дети В каждом доме, полном счастья.
Г. Ходосов,
Сколько разных дел вокруг. Сколько рядом сильных рук, Ведь не зря людьми труда Наша Родина горда —
В. Викторов,
Л. Кондратенко.
и выступлениях детей —торжественных построениях с флагами, колосьями, песне Урожай (музыка М. Красева), игре Строим дом {музыка Е. Тиличеевой), танце Собирайся, народ, в хоровод (музыка В. Агафонникова) и др.
На первомайском утреннике тема мира и дружбы трудящихся всех стран находит свое воплощение в изображении на панно голубя мира, силуэтов детей в национальных костюмах. Празд-ничные мотивы сочетаются с весенними: распустившиеся зеленые ветки, букеты первых цветов, воздушные шары украшают зал. Торжественное, радостное настроение создают парадное построение детей, песни, стихи, народные танцы в их исполнении, а также слова ведущего, который открывает праздник:
Взвейтесь, алые знамена! Громче, музыка, играй! По земле идет зеленый Славный праздник Первомай.
Г. Ладонщиков.
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей, исполняющих народные танцы.
Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) — все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке елка.
Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры. Если детский сад находится за городом, на даче, то утренник обычно проходит не в помещении, а на летней площадке или на поляне в лесу - это придаст ему особую прелесть, но диктует определенные условия в плане его оформления. Цветные флажки, легкие яркие игрушки, крутящиеся на ветру, букеты и гирлянды цветов — все это естественно вливается в природное окружение, на фоне которого проходит праздник.
Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать сочетание различных видов искусства при проведении праздника. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействии на детей и в то же время выступают как самостоятельные факторы эстетического воспитания. Так, изобразительное искусство очень важно для создания общего фона, развития эстетического восприятия. Поэтому следует тщательно продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор по количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.
Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.
Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.
Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в общем переживании, создает смену настроений. Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал помимо основного, рекомендуемого программой. Нехватка необходимых для задуманного сценария стихов, песен иногда толкает музыкальных руководителей к сочинительству. В сценарий попадают стихи низкого качества. Подобный материал резко снижает художественный уровень всего праздника, поэтому необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.
Кроме того, все музыкальные и литературные произведения должны быть хорошо исполнены. Нельзя допускать произвольного изменения нотного текста, облегчающего исполнение, изменять темп, по собственному усмотрению повторять отдельные части пьесы соответственно построению танца, создавать неоправданные паузы, добавлять арпеджированные аккорды и т. п.
Хорошее качество исполнения — важное условие осуществления задач эстетического воспитания на праздничных утренниках.
Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные, доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация — все это средства эстетического воздействия на детей.
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера, которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Эти номера подготавливаются взрослыми, иногда гостями-школьника ми или несколькими детьми данной группы по секрету от остальных. Такие выступления всегда неожиданны, забавны и вызывают непосредственный отклик у зрителей. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.
Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики, которые могут быть представлены как концертные номера.
Если говорить о деятельности детей па утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения. Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков в разных видах художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет.
В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии, чистым, слаженным звучанием, нюансировкой; при чтении стихов — разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске — соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения.
Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.
Однако доступность не следует понимать так, что песня или стихотворение должны точно соответствовать возможностям детей на данном уровне развития. В таком случае они не могут совершенствовать свои умения. Праздничный материал может быть отчасти новым, но его разучивание не должно происходить за счет дополнительных занятий, т. е. за счет перегрузки детей. В основном праздничный утренник строится на хорошо знакомом программном материале, который интересно варьируется и по-новому оформляется.
Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей. В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и поэтому им можно предлагать более сложные произведения. На утреннике предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучив с ними заранее более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности. Желательно с каждым ребенком в соответствии с его способностями подготовить выступление, которое доставит ему удовольствие. Это не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне песенки и т. д.
Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста дети по-разному реагируют на зрелище. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо привлекать их внимание специально.
Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом ко-личестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержаны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают улыбку, желание двигаться. Однако избыток ярких впечатлений иногда приводит к заторможенности. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает Петь и играть на празднике.
Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, Воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызы-ная у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в действиях, знают и помнят, как надо стать На пляску, сами занимают свои места. Дети непосредственны и своих переживаниях. Например, наблюдая инсценировку сказки Колобок, они начинают хлопать под веселую плясовую музыку, радуются, когда колобок убегает от зайца и медведя, замирают мри появлении лисы, даже встают с места.
У старших дошкольников исполнение песен и стихов на высоком художественном уровне может вызвать переживания, более сдержанные в проявлениях, но значительные по содержанию. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах. Высказывания детей о праздничных утренниках показывают, что их внимание привлекает эстетическая сторона полученных впечатлений: У нас в зале словно волшебный лес был, и снег на елочках блестел, как настоящий; На празднике тоже солнышко взошло и радовалось с нами (об оформлении центральной стены); Мне снежинки больше всего понравились, они легкие и блестящие, красиво танцевали.
Дети подготовительной к школе группы могут оценить выразительность исполнения. Их захватывает передача определенного настроения в песне, стихотворении, удачно найденные интонации, у них появляется чувство ответственности за свое выступление. Дети хорошо знают построение в танце и поправляют тех, кто ошибается. В инсценировке прекрасно помнят слова и действия всех персонажей. Таким образом, можно сказать, что свободное, выразительное исполнение песен, танцев, образная передача игровых персонажей вызывает у детей именно эстетические переживания.
Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация — все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.
Большую роль в создании праздничной атмосферы играет ведущий. Если он ведет праздник в хорошем темпе, речь его выразительна, он быстро реагирует на неожиданно возникающие ситуации, то создается веселая, непринужденная обстановка.
Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных навыков.
В практике детских садов иногда наблюдается неверное отношение к проведению утренников. Последовательная ежедневна и работа по художественному развитию ребенка подменяется подготовкой к очередному праздничному торжеству. Для этого разучивается сложный репертуар, и все музыкальное занятие сводится только к подготовке детских выступлений. Частое повторение почти всей программы утренника утомляет детей, поэтому сам праздник проходит скучно, неинтересно.
Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник — это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.