Эстетическое воспитание в детском саду
Технические средства обучения и учебное оборудование
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Обстановка и предметы, окружающие ребенка в детском саду, несут определенную воспитательную функцию. Их целесообразность, эстетическая продуманность свидетельствуют о стремлении создать необходимые условия как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей.
Использование предметной среды как средства художественного воздействия предполагает гармоничное сочетание предметов и интерьера.
Предметы для игр и занятий, расположенные в удобном и доступном месте, несложные в употреблении, стимулируют те действия и ту деятельность ребенка, для которой предназначены. Важнейшим условием поддержания детского интереса к ним является периодичность- их внесения для пользования.
Организация предметного мира в соответствии с воспитательными и образовательными задачами детского сада по разным видам деятельности есть один из моментов повседневной работы педагогического коллектива.
Создание условий для литературной и театрализованной деятельности детей предполагает, во-первых, оборудование определенного места специальной мебелью, а во-вторых, оснащение его необходимыми пособиями и игровым материалом.
Всякая деятельность детей организуется с учетом их возрастных особенностей и обусловлена содержанием воспитательно-образовательной работы в дайной возрастной группе.
Литературно-художественная деятельность детей в детском саду связана, как уже говорилось, прежде всего с развитием их речи и ознакомлением с произведениями художественной литературы.
Главный предмет в этом виде деятельности — книга. В зависимости от возрастных возможностей и особенностей восприятия детьми содержания и оформления книги меняются. Книжки-ширмы, книжки-картинки, книжки-игрушки больше всего подходят детям трех-четырех лет. Старшим дошкольникам доступны книжки различных размеров и конструкций, оформленные по-разному.
Задача воспитателя — приблизить книгу к ребенку, найти ей такое место, чтобы она была доступной, чтобы ее было удобно рассматривать и по картинкам пересказывать. Для этого в групповой комнате нужно иметь комбинированный стенд типа полки-секретера, где и разместить знакомые и новые книги. На откидную крышку секретера можно класть книги для рассматривания иллюстраций, хотя рассматривать книгу можно в любом хорошо освещенном месте. Так как дети рассматривают Книги н,е только индивидуально, но и коллективно, для такого случая следует поставить в группе специальный стол. На нем ребята смогут к тому же разыгрывать сюжеты с плоскими фигурками настольного театра. Пересказ сюжета произведения, передача речи персонажей способствуют развитию речи детей в форме свободного повествования, ее интонационной выразительности, а также развитию воображения. Для этой цели необходимо иметь в группе и фланеле-граф.
Занимательные картинки, настольно-печатные игры, электрифицированные игры, портативные диаскопы для индивидуального пользования, фильмоскопы, наборы диапозитивов и диафильмов — все это должно лежать в доступном для детей месте. Систематическое обновление пособий в соответствии с учебными задачами поможет воспитателю постоянно привлекать к ним внимание детей, что будет содействовать более глубокому усвоению ими программного материала.
Специальное оборудование места для литературно-художественной деятельности способствует выявлению интересов и склонностей, а также уровня развития каждого ребенка, помогает воспитателю правильно организовать в соответствии с этим индивидуальную работу.
Умело подобранный воспитателем тематический материал познакомит детей с творчеством разных писателей и поэтов, поможет сформировать у ребят эстетическое восприятие индивидуаль- " ной манеры художников-иллюстраторов, будет содей ствовадъ более органичному переходу к другим видам деятельности — изобразительной, строительным играм, развлечениям.
Особое место на книжных полках может и должно принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей, которая тесно связана с впечатлениями и знаниями, приобретенными при чтении книг, просмотре диафильмов. Последние являются как1 бы толчком для перехода ребенка к драматизированному обыгрыванию определенной темы или сюжета. Из книг и диафильмов в такие творческие игры детей приходят и персонажи сказок, песенок, потешек.
Театрализованная деятельность, связанная со сценическим действием во времени и пространстве, требует соответствующей организации места и оборудования.
Сценической площадкой для настольного театра может быть любая горизонтальная плоскость, на которой располагают элементы декораций и по которой передвигают фигурки персонажей. Чаще всего это крышка стола. Используя ее, нужно помнить о необходимости немного ограничить пространство, требуемое для сценического действия, иначе оно становится расплывчатым, нечетким. Можно сделать и специальную сцену — плоскость, вокруг которой дети будут свободно передвигаться, перемещать фигурки. Эту плоскость можно оттенять цветом, конструировать на ней в соответствии с происходящим действием, развивая таким образом у детей чувство архитектурной композиции, декоративно-оформительские способности.
На такой сцене удобно разыгрывать спектакли или отдельные эпизоды как с плоскими фигурами {выпиленными из фанеры или картонными), так и с объемными, сделанными из различных материалов типа полистирола, пластмассы. Декорациями служат также плоскостные и контурные изображения, соответствующие содержанию разыгрываемого сюжета (домики, деревья, кустики и т.п.). Возможно использование и объемно-пространственных декораций, различных театральных атрибутов, но при этом нужно придерживаться единого стилевого решения.
Особенно внимательно следует относиться к оформлению сцены, когда артистами являются мягкие образные игрушки, поскольку они менее условны, менее схематичны, чем плоские и даже объемные пластмассовые фигурки.
Театрально-игровая деятельность способствует развитию у детей эстетического отношения к театральному искусству вообще, пониманию его, подготавливает их к восприятию спектаклей профессионального театра.
В оборудовании театрально-игровой деятельности значительное место отводится ширмам. Их назначение различно в зависимости от характера и вида театрализованного действия.
Широко известны ширмы для теневого театра, обтянутые светлой полупрозрачной тканью, на которой при специальном подсвете достаточно четко обозначаются контуры фигур персонажей. Экран ширмы для теневого театра предполагает обязательное масштабное соотношение его с фигурами и декорациями, используемыми при постановке спектакля. Ширма ставится так, чтобы было удобно и исполнителям, детям или взрослым, и зрителям. Наборы фигур для теневого театра, контуры декораций к спектаклям могут быть изготовлены воспитателем совместно с детьми. Для этого можно использовать книжные иллюстрации, а также специальные приложения к следующим изданиям: Т. Караманенко. Кукольный театр в детском саду. М., 1960; Т. Карама-ненко, Ю. Караманенко. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1973, 1982; Нам весело, сост. Ф. Орлова, Е. Соковнина. М., 1973; Г. Генов. Театр для малышей. М., 1968.
На экранной плоскости ширмы теневого театра дается плоскостное линейно-контурное изображение всех картин развертываемого действия. Ширма, предназначенная для кукольного спектакля, имеющего объемно-пространственное решение, оформляется по-другому. Она, как правило, обтягивается однотонной тканью спокойного цвета, чтобы не утомлять глаза зрителей и не отвлекать внимания от основного действия. Однако цвет ширмы может согласовываться с общим цветовым решением спектакля, но тогда это оформление должно относиться только к данному спектаклю и подлежать замене при показе спектакля, которому оно не соответствует.
Передняя линия ширмы, так называемая грядка, должна предусматривать возможность крепления на ней декораций и других театральных атрибутов, с которыми действуют персонажи. По своим размерам такая ширма, так же как и ширма для теневого театра, должна соответствовать росту исполнителей. Внутреннюю сторону ширмы целесообразно использовать для размещения кукол, чтобы детям было удобно брать их во время представления.
Организация кукольного театра в детском саду предусматривает наличие определенных кукол -- персонажей сказок, рекомендованных программой воспитания, а также отдельных персонажей, особенно любимых детьми. Декорации и другие атрибуты для театрального действия могут быть изготовлены взрослыми либо самими детьми, деятельность которых в этом случае приобретает синтетический характер, а воспитателю предоставляется возможность объединять различные виды детской самостоятельной художественной деятельности.
Помимо указанных ширм, существуют еще и такие, которые можно использовать для оформления игр-драматизаций, где роли исполняют сами дети. Это одно-, двустворчатые ширмы, устойчивые, с надежным креплением. Они просты по конструкции, легко складываются и потому удобны для хранения, переоформления. Декорировать их следует в соответствии с разыгрываемым действием, а располагать на сценической площадке, где это действие происходит. К сожалению, подобные ширмы еще редко используются в практике детских садов, чаще встречаются традиционные домики, скамеечки, кустики или деревца.
Организация и оформление места для театрализованной деятельности в детском саду являются важным условием для сохранения у детей постоянного интереса к ней, для стимулирования их театрально-игровых творческих проявлений, я также для эстетического развития средствами этого вида искусства.
Навыки и приемы исполнительства, приобретенные ребенком в процессе коллективных театрально-игровых действий, приемы управления куклами и плоскими фигурками, особые движения перекосятся им в повседневную жизнь и проявляются в самостоятельных играх в виде театрализованных представлений, сценок, небольших спектаклей.
Поскольку стимулом к самостоятельной театрально-игровой деятельности детей служат получаемые ими впечатления, то при оформлении, организации предметной среды воспитатели должны всегда это учитывать. Иначе говоря, оборудование и игровой материал в театральной зоне не может быть случайным — персонажи, элементы декораций всегда должны вызывать у детей необходимые ассоциации и к тому же быть простыми в употреблении. Эти требования к оборудованию определяются содержанием театрально-игровой деятельности в соответствии с общими задачами воспитания детей данной возрастной группы.
Театральное искусство оказывает воспитательное воздействие нравственной направленностью содержания разыгрываемых сюжетов. Однако восприятие нравственных идей через эстетические переживания имеет огромную жизненную силу, поскольку в театральном искусстве все этические идеи раскрываются через живые, эмоциональные образы. Соединение нравственного и эстетического в деятельности детей является показателем их художественного развития.