Эстетическое воспитание в детском саду
Оборудование для музыкальной деятельности
Музыкальная деятельность в детском саду предполагает усвоение детьми определенных знаний, приобретение необходимых умений, навыков, накопление музыкальных впечатлений. Это достигается благодаря правильной организации музыкальных занятий, праздников и развлечений, а также руководству воспитателей (хотя и косвенному) самостоятельной музыкальной деятельностью детей.
Существенное влияние на формирование художественных вкусов детей оказывает окружающая среда. Поэтому, чтобы привить детям интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место и оборудовать его различными музыкально-дидактическими играми и пособиями, техническими средствами (радио, электропроигрыватель, магнитофон и др.).
Как и любому другому виду искусства, .музыке присущи свои законы отражения окружающего мира, свой язык. Ее эмоциональное содержание трудно передать словами. Восприятие музыкальных произведений зависит от общего эмоционального развития человека. В целях наиболее успешного приобщения к музыке необходимо использовать различные пособия, облегчающие процесс ее восприятия и понимания.
Для того чтобы яснее представить назначение различных пособий, можно условно сгруппировать их следующим образом:
1-я группа — образные игрушки (кошки, собачки и т. п.);
2-я группа — детские музыкальные игрушки и инструменты, которые, в свою очередь, можно разделить на неозвученные и озвученные. Первые предназначены для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Вторые подразделяются на четыре типа в зависимости от их звучания: игрушки-инстру- менты со звуком нефиксированной, неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники и т.д.); игрушки-инструменты, издающие только один звук (свирели, дудки, рожки и т. д.); игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки); игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, баяны, флейты и др.);
3-я группа — музыкально-дидактические пособия и игры (предметные и графические). К ним относятся пособия и игры самодельные и изготавливаемые промышленностью. Игры направлены на решение задач музыкально-сенсорного развития детей, но в отличие от пособий они имеют определенное содержание, правила;
4-я группа — аудиовизуальные (слухо-зрительные) средства обучения, которые принято делить на экранные, звуковые, экранно-звуковые. К экранным относятся немые кинофильмы, диафильмы и диапозитивы; к звуковым — магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи; к экранно-звуковым — звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.
Образные игрушки хорошо использовать в играх с младшими дошкольниками. Подбирая игрушки, различные по величине (большая собака и маленькая, курица и цыпленок, кошка и котенок и т. д.) и используя их в игровых ситуациях, можно показать детям, что звуки бывают высокие и низкие. Для этого воспитатель подражает лаю большой собаки и повизгиванью щенка, кудахтанью курицы и писку цыпленка и т. д. и побуждает к тому же детей. При этом он неоднократно напоминает, что цыпленок (котенок) пищит тоненько - высоким звуком и т. д.
Те же игрушки, но обыгрываемые иначе, помогают познакомить малышей с разнообразием тембров.
Например, к матрешке в игрушечный домик (можно использовать, и плоскостное его изображение, взяв из набора кукольного театра) приходят в гости игрушки: собачка, кошка, курица и др. С помощью звукоподражания воспитатель представляет детям по очереди всех гостей, спрашивая при этом, кто пришел к матрешке. Когда дети правильно назовут игрушку, он показывает ее. Еще интереснее проходит эта игра с озвученными игрушками.
Пособия типа лото представляют собой карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками. Это могут быть изображения различных музыкальных инструментов: металлофона, цитры, барабана, треугольника и др., имеющихся з группе. Играя на каком-либо инструменте так, чтобы ребенок этого не видел, воспитатель предлагает ему выбрать ту карточку, на которой изображен инструмент с таким звучанием. В другой раз можно предложить выбрать карточку с изображением любимого музыкального инструмента, назвать его, а затем и сыграть на нем. Это задание более сложное, и давать его рекомендуется п старших группах, когда дети овладеют в достаточной мере приемами игры на разных инструментах.
С помощью детских музыкальных инструментов можно передавать ритмический рисунок знакомой песни, попевки, петь, подыгрывать себе, импровизировать простейшие мелодии.
Если обычный металлофон поставить наклонно, получится звучащая лесенка, по которой будет ходить вверх и вниз маленькая матрешка, прикрепленная к тоненькой деревянной палочке, она будет прыгать на одной ступеньке или через ступеньки, и это позволит каждому ребенку наглядно представить себе относительную высоту звуков, направление движения мелодии.
Дудочки, бубенчики, колокольчики, подобранные в таком соотношении, чтобы звучали по-разному, также могут быть использованы для ознакомления или закрепления представлений детей о высоте звуков.
Для развития тембрового слуха можно давать упражнения-загадки: отгадай, какой инструмент звучал? При этом инструменты нужно подбирать как контрастные по звучанию, например бубен, металлофон, триола, так и более близкие по звучанию — треугольник, колокольчики, бубен. Такое задание, поскольку оно довольно сложное, рекомендуется давать в старшем дошкольном возрасте.
С помощью музыкальных инструментов развивается и динамический слух детей. Предлагая им поиграть в игру Громко тихо, педагог сначала сам показывает, как на одном и том же инструменте можно добиться и громкого и тихого звучания, затем он просит ребят попробовать сыграть так же. Например, чтобы при игре на барабане звук стал мягче, приглушеннее, нужно обернуть палочки мягкой материей.
Музыкально-дидактические пособия и игры чаще всего изготавливают воспитатели или родители. К таким пособиям-самоделкам относится, например, нотное лото. Это графическое пособие. Ноты-кружочки для него обычно вырезают из плотного картона и обклеивают разноцветной бархатной бумагой, по они могут быть сделаны также и из любого другого материала, главное чтобы по своим размерам они подходили к нотному стану, на котором нужно будет отмечать ими относительную высоту звуков. Другим элементом нотного лото являются карточки из картона или другого материала (дерева, пластмасс), разные по ширине; более широкие карточки условно обозначают долгие звуки, а узкие — короткие.
Картинки, наклеенные на карточки, могут условно передавать характер того или иного произведения. Например, изображение девочки, укачивающей куклу, хорошо соединяется и представлении детей с колыбельной; изображение мальчика, марширующего с барабаном в руках, ассоциируется с маршем, а девочки в сарафане — с плясовой. Знакомя детей с различными жанрами музыкальных произведений, воспитатель может предложить им выбрать ту из картинок, которая соответствует прослушанному произведению.
Мы говорили о музыкальной лесенке из металлофона, но на первоначальном этапе ознакомления ребенка с относительной высотой звуков лучше сделать плоскостное изображение лесенки со ступеньками, по которой может ходить не только матрешка, но и другие игрушки (плоскостные изображения), обыгранные соответствующим образом. После того как дети усвоят принцип расположения высоких и низких звуков, воспитатель переходит к показу их на инструментах.
Для определения частей музыкального произведения можно использовать геометрические фигуры. Старшие дошкольники хорошо знакомы с такими фигурами, как круг и квадрат. Во время прослушивания знакомого произведения ребенок выкладывает на столе разные фигуры столько раз, сколько изменяется характер музыки. Например, если произведение двухчастное, то ребенок положит две фигуры — квадрат и круг, если трехчастное, то три разные фигуры — квадрат, круг, треугольник. Но можно предложить и более простой вариант: отметить части произведения одинаковыми фигурами (например, квадратами). В качестве пособий-иллюстраций полезно использовать картинки из Музыкального букваря Н. Ветлугиной. Если есть возможность, то лучше их увеличить. Они дают наглядное представление о различных свойствах звука: высоте, длительности, тембре. Показ иллюстраций сочетается с игрой на музыкальных инструментах, пением и выкладыванием на фланелеграфе с помощью нот-кружочков мелодии песни. В этом случае слуховое восприятие подкрепляется зрительным и двигательным.
Дети старшего дошкольного возраста могут различать характер музыки, ее настроение (веселая, грустная, спокойная). Если изобразить на карточке ребенка с разным выражением лица (веселым, спокойным и грустным), условно соответствующие характеру музыки, то можно предложить детям прослушать музыкальное произведение и определить его характер с помощью данного пособия {закрыть фишкой соответствующее изображение). Дошкольники различают и жанр музыкальных произведений, например героический, лирический, комический. Обозначив эти жанры на карточках условными изображениями (например, буде-новец, скачущий на лошади, танцующая балерина, веселый клоун), можно предложить детям послушать произведения Д. Кабалевского Кавалерийская, Вальс и Клоуны, После прослушивания каждого произведения дети должны закрыть фишкой соответствующую картинку.
Музыкально-дидактические игры, как и пособия, помогают познакомить детей со свойствами музыкального звука. Игра Узнай инструмент представляет собой набор больших карточек с изображением различных музыкальных инструментов, расположенных в разной последовательности, и набор маленьких карточек, изображающих какой-либо музыкальный инструмент. Играющим раздают большие карточки, а ведущий берет себе маленькие. Дети должны узнать и назвать инструмент по карточке, которую показывает ведущий, и закрыть у себя на большой карточке такой же инструмент фишкой. В усложненном варианте этой игры дети узнают музыкальные инструменты не по изображению, а по тембру звучания. При этом воспитатель играет на различных детских музыкальных инструментах так, чтобы ребенок их не видел. Узнав по звучанию инструмент, ребенок закрывает у себя на карточке его изображение фишкой. Выигрывает тот, кто правильно определит все инструменты.
В другой музыкально-дидактической игре типа Лото вместо изображений музыкальных инструментов используются изображения, условно передающие содержание знакомых детям песен. Принцип игры тот же: воспитатель исполняет на каком-либо инструменте мелодии знакомых песен, дети узнают их и закрывают фишками соответствующее изображение на карточке лото. Например, если исполняется песня Труба Е. Тиличеевой, то дети закрывают фишкой рисунок трубы, если узнают песню Дед Мороз В. Витлина — закрывают изображение героя этой песни и т. д.
Пособия 4-й группы, т. е. аудиовизуальные средства обучения, С каждым годом находят все большее применение в учебном процессе как в школе, так и в детском саду. К их числу в первую очередь следует отнести грампластинки, ассортимент которых очень разнообразен. Это детские песенки, музыка и песни из мультфильмов, сказки с музыкальным сопровождением, музыкальные сказки и композиции.
Пластинки дают возможность педагогу знакомить детей с вокальной и инструментальной музыкой, с звучанием хора, оркестра, отдельных инструментов, с разнообразием музыкальных жанров.
Прослушивая произведения в грамзаписи, дети учатся внимательно, сосредоточенно воспринимать музыку. Педагог обращает их внимание на богатство и образность музыкального языка, например на то, что в пьесе А, Александрова Медведь танцует под флейту слышатся тяжелые, неуклюжие движения медведя, а в произведении П. Чайковского Болезнь куклы— жалобные интонации, вызывающие сочувствие слушателей к больной кукле, В Смелом наезднике Р. Шумана чувствуется быстрое, стремительное движение, слышен цокот копыт, но вместе с тем понятно, что это не просто всадник скачет на лошади, это играет мальчик, воображающий себя всадником.
Поскольку дети очень любят танцевать, нужно иметь в группе пластинки с записью плясовых мелодий. Хороший подбор пластинок в соответствии с возрастными особенностями детей поможет в организации концертов и развлечений.
Быт. Быть вежливым: без напоминания здороваться, прощаться, благодарить, извиняться; здороваясь и прощаясь, слегка наклонять голову;
иметь навык вежливого, спокойного, негромкого разговора, не отворачиваться от говорящего, не размахивать руками, не вмешиваться в разговор старших; приветствовать входящих в комнату взрослых, предложить им сесть; уметь извиниться, если поступил неправильно; помогать младшим одеваться и раздеваться; уступать дорогу старшим; не шуметь в группе, не разбрасывать веши, убирать за собой игрушки;
соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада;
во время еды сидеть прямо, не вертеться, не класть локти на стол; правильно пользоваться столовым прибором; нож держать в правой руке, вилку в левой, ложку класть на блюдце; хлеб брать рукой и есть, отламывая небольшие кусочки;
в спальной комнате передвигаться бесшумно, не разговаривать;
поддерживать опрятный и привлекательный внешний вид; заметив непорядок в одежде, в прическе, по возможности самостоятельно устранить его, самим следить за чистотой рук и лица, по собственной инициативе, без напоминания, мыть руки после пользования туалетной комнатой; уметь одеваться и раздеваться без помощи взрослых, складывая одежду на место, в определенном порядке;
знать, что красиво то, что чисто и аккуратно.
Труд. Воспринимать труд как радость. Отмечать красоту коллективного труда при выполнении какого-либо задания; видеть, как взрослые своим трудом украшают нашу жизнь;
уметь самостоятельно красиво сервировать стол к завтраку, обеду, чаю, дома помогать взрослым накрывать на стол и убирать посуду после еды;
следить, чтобы игрушки и пособия для художественных занятий были всегда в чистоте и порядке; красиво оформлять свои работы;
с помощью взрослых участвовать в уборке территории детского сада, замечая, что после проведенной работы во дворе становится красивее;
уметь подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; подбирать ткань по расцветке и фактуре в соответствии с задуманным предметом;
проявлять инициативу и желание самостоятельно сделать игрушки на елку, поделки в подарок маме, младшим детям, продумать их форму, окраску.
Природа, Наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов. Замечать красоту, отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.;
разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега;
отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, деревьев, клумб и грядок, замечать относительную величину и окраску, формы предметов, расположение их в пространстве;,
"воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов);
подбирать природный материал для изготовления панно, макетов; проявлять творческое воображение при оформлении подарков, различных поделок, умело сочетая материал по цвету, форме, фактуре (шишки, кора, камешки, листья, цветы);
проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега и цветного льда, составляя букеты цветов, оформляя аквариум; наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение; придумать, как использовать природный материал;
самостоятельно устроить уголок природы дома.
Общественная жизнь. Знать и любить свою великую Родину — Советский Союз, ее столицу Москву с древним Кремлем, Мавзолеем В. И. Ленина, прекрасными проспектами, улицами и площадями; наблюдать окружающую действительность, красоту своего родного края, рассматривать картины, слушать музыку, стихи о Родине, дне ее рождения —7 Ноября; отражать свои впечатления о родном крае, городе, селе, о труде людей, преображающем окружающую среду, в самостоятельном творчестве (песня, игра, рисунок);
любить В. И. Ленина, основателя нашего государства, знать, как он заботился о советском народе, слушать и исполнять о нем песни и стихи;
испытывать дружеские чувства к народам нашей страны, интересоваться их песнями, танцами, играми, национальными обычаями, костюмами, активно и с радостью участвовать в празднике 1 Мая — празднике дружбы народов;
слушать Гимн СССР; рассматривать герб, флаги, знать, что у каждой республики свой флаг; приобщаться к художественным произведениям, посвященным Дню Советской Армии, гордиться ею, знать о подвигах ее защитников.
радоваться приближению всенародных праздников — Великого Октября и 1 Мая, стремиться участвовать в выступлении на праздничном утреннике, исполняя песни и стихи о Родине, Ленине, советском народе; вместе со взрослыми украшать детский сад к праздничным торжествам; делиться впечатлениями о них с родителями и товарищами;
Магнитофон применяется с той же целью, что и пластинки, однако он имеет некоторые преимущества, например, дает возможность записать на пленку исполнение песен детьми, интересную радиопередачу, музыку, которая затем будет звучать но время развлечений, праздников, постановок кукольного театра. Это очень удобно, поскольку не всегда можно приобрести нужную пластинку.
Большую роль в накоплении детьми музыкальных впечатлений играют радио- и телепередачи. Интересно и увлекательно они знакомят ребят с песнями и сказками, с произведениями композиторов-классиков и современной музыкой и т.д. Назовем такие радиопередачи, как Пригласительный билет, В гостях у сказки, Сказка за сказкой, Композиторы — детям и др., а также телевизионные — Театр Колокольчик, Приходи, сказка, Веселые нотки. В них много музыки, песен, увлекательные сюжеты, встречи со сказочными героями. Эти передачи доступны дошкольникам, которые с удовольствием слушают и запоминают песни своих любимых героев, особенно из мультфильмов.
Нередко участниками радио- и телепередач являются воспитанники детских садов. Их выступления всегда вызывают у сверстников большую заинтересованность. Под влиянием впечатлений от подобных передач дети в своей самостоятельной деятельности организуют игры-концерты, во время которых исполняют знакомые песни, танцуют, играют на музыкальных инструментах, разыгрывают небольшие сценки.
Организуя слушание радио и просмотр телепередач, воспитатель должен заранее узнать время передачи и подготовить к ней детей. Если же время передачи неудобно и может нарушить режим, то радио- и некоторые телепередачи можно записать на магнитофон и дать прослушать их в удобное время.
Для облегчения восприятия детьми некоторых музыкальных произведений используются диапозитивы и диафильмы. С одной стороны, музыка усиливает впечатление от того, что дети видят на экране, с другой — наоборот, сами диапозитивы или диафильмы являются своеобразной иллюстрацией музыки, помогают понять ее содержание. Очень удобны звуковые диафильмы, т. е. такие, звуковое сопровождение к которым записано на пластинку. А к некоторым диафильмам воспитатель сам подбирает подходящую музыку с помощью имеющихся грамзаписей. Диафильм Мойдодыр можно сопровождать фрагментами из детской оперы Мойдодыр (музыка Ю. Левитина), записанной на пластинку. При показе диафильма Сказка о царе Салтане можно использовать отрывки из одноименной оперы Н. Римекого-Корсакова, также в грамзаписи.
Следует отметить, что наличие в группе большого количества пособий само по себе не решает задач музыкального воспитания. Для этого необходимо создание определенной обстановки и постоянное тактичное руководство воспитателя, прямо или косвенно направляющего музыкальную деятельность детей.
Для музыкальной деятельности детей в групповой комнате нужно поставить небольшой шкафчик для хранения игрушек, музыкальных инструментов, дидактических пособий, столик для электропроигрывателя и пластинок. Если конструкция шкафчика допускает, электропроигрыватель можно хранить в нем. Здесь же необходимо поставить столик и несколько стульев, чтобы дети могли играть на музыкальных инструментах, пользоваться пособиями.
Задачи музыкального воспитания в разных возрастных группах определяют количество и ассортимент пособий. Все они должны быть красиво оформлены, вызывать у детей интерес и желание действовать с ними, должны быть простыми по форме, удобными в обращении, прочными и надежными в употреблении.
С новыми пособиями лучше знакомить детей па занятиях, а уже потом вносить их в группу, чтобы дети постепенно осваивали их. В группе должно быть одновременно четыре-пять разных музыкальных инструментов, две-три дидактические игры, несколько игрушек-самоделок, четыре-пять грампластинок с записью музыки для слушания, пения, движений, а также музыкальные сказки, инсценировки.
При использовании пособий следует соблюдать принцип от простого к сложному, а также и возрастной. Например, в младшей группе, когда дети еще не овладели способами игры на инструментах, нужно предлагать им музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией, различные дудочки, свистульки, некоторые ударные инструменты - барабан, бубен, треугольники. Старшим дошкольникам, у которых появляется желание научиться играть на музыкальных инструментах, следует давать металлофоны, цитры, триолы, аккордеоны и др.
Аудиовизуальные средства обучения также нужно использовать с учетом возрастных особенностей детей. По просьбе ребят воспитатель дает им послушать любимые произведения (песенки из мультфильмов, музыкальные сказки), поплясать под плясовую мелодию, организует просмотр диафильма с музыкальным сопровождением (пластинка или магнитофонная запись).
Для слушания радиопередач нужно иметь радиоприемник или транзистор с хорошим качеством звучания. Просмотр телепередач обычно проводится в зале для музыкальных занятий или в специально отведенной для этой цели комнате. Если нельзя по каким-либо причинам посмотреть передачу в условиях детского сада, воспитатель может порекомендовать родителям сделать это дома.
Очень хорошо, если и дома у ребенка есть возможность послушать любимые пластинки, поиграть на музыкальных инструментах. Поэтому педагог должен объяснять родителям необходимость создания музыкального уголка в домашних условиях.
Чтобы постоянно поддерживать у детей интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо периодически, примерно раз в два месяца, обновлять состав пособий, вносить новое оборудование. Это позволит разнообразить музыкальную деятельность, заметно повысить активность детей. В результате возрастает уровень их самостоятельности, развиваются музыкальные способности, расширяются знания о музыке.