Эстетическое воспитание в детском саду
Учебное оборудование для изобразительной деятельности
Изобразительное творчество — сложный процесс, который требует от ребенка развития целого комплекса умений: различать форму, цвет, пропорции, пространственные отношения предметов и многое другое. В связи с задачами развития художественно-творческих способностей детей в их изобразительной деятельности естественно возникает вопрос об учебном оборудовании педагогического процесса.
Существует мнение, что успех работы воспитателя в основном зависит от методического оборудования. Роль оборудования, наглядных пособий действительно велика, но они лишь сопровождают педагогический процесс, помогая выполнению задач, определенных Программой воспитания в детском саду.
Специфика художественной деятельности, ее программное содержание, возрастной и количественный состав детей существенно влияют на характер, номенклатуру оснащения и организацию предметной среды. В свою очередь, внешний вид оборудования, наличие качественного ассортимента материалов и организация пространства детской деятельности являются важным средством эстетического воспитания детей.
Эффективность занятий детей изобразительным искусством зависит от наличия специальной мебели и оборудования, пособий и материалов, способствующих развитию их художественной деятельности. Прежде всего это различные столы общего и функционального назначения (четырех- или двухместные, трапециевидные, подоконно-ленточкые), шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; доски и планшеты, мольберты и подставки, ширмы и экспозиционные стойки, фланелеграфы и магнитные доски; этюдники и палитры, ванночки для красок и другой раздаточный материал.
Кроме того, к оборудованию занятий по изобразительной деятельности относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: картины и таблицы, натурные предметы, модели и макеты, а также аудиовизуальные средства обучения — тематические комплекты диапозитивов (цветные и черно-белые), диафильмы, кинофильмы (видовые, мультипликационные и др.).
Окружающая среда, организация интерьера дошкольного учреждения служат задачам общественного воспитания. Создавая специальную предметную среду в детском саду, нужно руководствоваться общими художественно-педагогическими требованиями к оформлению, творчески применяя их в каждом конкретном случае.
Оборудование и материалы для изобразительной деятельности детей должны отвечать некоторым общим требованиям:
— прежде всего это педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания), она предполагает соответствие оборудования возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиологии восприятия цвета, формы, величины); соблюдение требований технической безопасности и санитарно-гигиенических норм (отсутствие острых и режущих углов и граней, вращающихся деталей и зажимов, учет климатических условий, в которых используется данное оборудование, и др.);
— красивый внешний вид; это значит, что все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов, в отделке их возможно использование национального колорита (мотивов рисунка, цвета, фактуры материала);
— комплексность в решении архитектурно- художественных и конструкторских задач, т.е. единство стиля, цвета, формы, конструкции, материала в комплектах оборудования.
Наличие в группе специальных пособий помогает воспитателю в организации как занятий, так и самостоятельной изобразительной деятельности в свободное время. Для занятий воспитатель отбирает оборудование (мольберт, картины, пособия, краски, кисти, бумагу, дидактический материал) в соответствии с программными задачами.
средств, которыми пользуется живописец при отображении различных форм и красок природы. Для сопоставления можно показать репродукции Золотая осень И. Левитана и Березовая роща А. Куинджи.
Подборка репродукций картин, альбомов, наборов художественных открыток может составить передвижную картинную галерею в детском саду.
Другим видом наглядных пособий на занятиях по изобразительной деятельности являются цветные и черно-белые диапозитивы. Они удобны тем, что дети могут рассматривать каждый кадр индивидуально и всей группой, пользуясь специальной аппаратурой1. Демонстрация диапозитива на экране помогает воспитателю сконцентрировать внимание ребят на отдельных кадрах, специально укрупненных деталях картины или изделий народных мастеров, их форме, красках, узорах; с помощью диапозитивов дети могут наглядно и красочно представить себе явления природы, ее фауну и флору — зверей, птиц, насекомых, растения. Вполне очевидно, что в качестве обучающих пособий могут быть использованы также диафильмы и кинофильмы, содержащие необходимую для данного вида детской деятельности художественную информацию.
Особое место отводится пособиям, с которыми ребенок действует самостоятельно. Это мозаики, книжки-игрушки, альбомы для раскрашивании, лото, настольно-дидактические игры, наборы для аппликации и конструирования, куклы и макеты декораций и др. Игры по цвету, например, в увлекательной форме помогают детям освоить цвета спектра, их оттенки. Геометрическая мозаика одновременно знакомит и с цветом, и с формой, и е композицией. Разнообразие игр и пособий предполагает разнообразие использования их в воспитательной работе.
Для занятий детей изобразительным искусством сегодня можно предложить довольно большой выбор материалов и изобразительно-выразительных средств: это бумага и картон различных фактур, цвета и формата, калька и ткани, разноцветные обрезки журналов, проспектов, газет; гуашевые, темперные и акварельные краски, флюоресцентные и анилиновые красители, цнетная рельефная паста, фломастеры, карандаши цветные, сашина, уголь, цветные мелки и пастели, кисти разной фактуры и размера; глина, цветной пластилин, стеки и палочки для рисования на снегу, песке, цветная пленка светофильтра; различный бросовый и природный поделочный материал. Следует отметить, что фактура и качество материалов влияют на выразительность и внешний вид детских работ.
Пожалуй, самыми распространенными из изобразительно-выразительных средств у детей дошкольного возраста являются цветные карандаши. Их любят за доступность, простоту в употреблении, яркость. Карандашами можно рисовать на любой бумаге (кроме глянцевой, т. е. мелованной) и передавать различные фактуры изображаемых предметов. Наборы цветных карандашей имеют достаточно широкую палитру оттенков.
На занятиях воспитатель должен показать детям приемы так называемого живописного рисования карандашами: штриховку, достижение определенного цвета путем наложения цвета на цвет, передачу оттенков изменением нажима карандаша. Следует также показать карандаши одного цвета, но нескольких оттенков, остановиться на их многообразии, найти такие цвета в окружающем (цвет платья, ленточек, игру отек. стен и т. д.).
На занятиях в детском саду дети рисуют не только карандашами, но и красками — гуашью и акварелью. И та и другая — краски водяные. Однако гуашь более плотная, яркая, сочная. Она имеет достаточно широкую палитру цветовой выразительности — от ярких, спектрально насыщенных тонов до пастельных, нежных, которые образуются в результате смешения основных цветов с белилами. Самая яркая разновидность гуашевой краски — это люминесцентная, она с успехом применяется при декоративно-оформительских работах. Рисовать гуашью лучше кистями больших номеров (плоскими и круглыми, мягкими и полужесткими, № 8—14—16) на больших листая плотной бумаги, можно даже на обоях и оберточной.
Акварель в отличие от гуаши — краска более тщательно приготовленная, тонкотертая, кроющий слой ее почти прозрачный, отличающийся нежностью оттенков. Если плотным слоем гуаши покрывают поверхность любой бумаги и картона, то в работе акварелью большое значение имеет качество бумаги, поскольку ее фактура просвечивает сквозь тонкий слой краски. Воспитатель, зная это, должен подготовить к занятию соответствующее оборудование и материал: банки для воды, кисти мягкие (белка N° 6—8—12—18), палитру для смешения красок, плотную белую бумагу размером не менее половины альбомного ЛИСП].
При подготовке к занятиям с гуашью воспитатель нередко обесцвечивает эту плотнокроющую краску, разбавляя ее слишком большим количеством воды. Рисунки теряют красочность, принимают неряшливый вид (с подтеками, разводами и т.д.). Одно из основных правил работы с гуашью — незначительное разбавление водой. Краску следует размешать в баночке до густоты жидкой сметаны, и только тогда она готова к употреблению. В этом случае гуашь даст совершенно определенный насыщенный цвет. При работе с акварелью нужно, наоборот, добавить столько воды, чтобы добиться нежности, прозрачности оттенков цвета, поскольку плотный, густой мазок краски превращает цвет на бумаге в темный, глухой.
Необычным материалом, по сравнению с традиционными красками и карандашами, являются меловые карандаши, например пастель. Она имеет очень широкую палитру тонов и полутонов. Ею рисуют по бумаге любой фактуры и цвета. Если обычный карандаш дает тонкую линию, то пастельный карандашик дает линию любой ширины, закрашивает довольно большие плоскости изображений на листе и легко смешивается при наложении цвета на цвет. Однако пастель очень крошится и ссыпается с рисунка, как порошок, размазывается по бумаге, если рисунок не закрепить. Рисовать нужно так, чтобы рука как можно меньше касалась окрашенной поверхности. Для этого лист укрепляют на мольберте (или индивидуальном планшете). Чтобы дольше сохранить детские рисунки, выполненные пастелью, их следует переложить тонкими листами бумаги или кальки, а папку с такими рисунками держать в вертикальном положении.
Другой вид художественного материала — восковые мелки, которые значительно меньше крошатся, так как в их состав входит воск. Но они имеют не столь широкую палитру тонов и несколько ярче по сравнению с клеевой пастелью. Восковые и пастельные мелки, как и краски, можно предложить детям для самостоятельной художественной деятельности в свободное от занятий время.
В последнее время широкую популярность среди детей и взрослых приобрели фломастеры, рисующие исключительно, яркими, анилиновыми цветами. Фломастеры имеют грифель-стержень из фетра или нейлона, который дает сочную декоративную линию {тонкую и потолще). Их заправляют специальными цветными пастами или чернилами типа Радуга. Ребенок, рисуя фломастером, не прилагает почти никаких усилий. Однако линии рисунка, уже нанесенные на бумагу, исправить невозможно — они не стираются и не смываются. Рисовать фломастерами можно на любом материале — бумаге, картоне, ткани, полиэтилене и т, д. Фломастеры с широким стержнем хорошо применять при подготовке декоративного оформления к праздникам, развлечениям. Легкость скольжения позволяет выполнять изображения крупного размера. Фломастерами с тонким стержнем рисуют на небольших участках бумаги, прорабатывают более мелкие детали.
Несколько слов об оснащении изобразительной деятельности детей вне занятий. Обычно оборудование, используемое на занятиях, частично применяется и в самостоятельной художественной деятельности детей. Но на занятиях осуществляется обучение всех детей, и естественно, что оборудование, соответствуя конкретным художественно-педагогическим задачам, должно быть простым и доступным каждому. В часы досуга, когда проявляются индивидуальные интересы, симпатии и возможности детей, оно может быть значительно разнообразнее.
Характер декоративного оформления зоны изобразительной деятельности может быть различным. Это зависит от размеров помещения, стиля его общего оформления и конкретных возможностей воспитателя и детей.