Эстетическое воспитание в детском саду
Художественное оформление помещений
Д ети очень восприимчивы к окружающему, и потому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. При внешней пассивности предметный мир активно воздействует на малышей. Они узнают назначение вещей, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. С возрастом они замечают, как по-разному может быть расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены комнаты. Постепенно дети и сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику или развлечению. Устанавливая таким образом связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной направляющей помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно-информативна, привлекательна и доступна. А педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.
Что же такое эстетика быта? Чем, какими правилами ее организации следует руководствоваться, осуществляя педагогический процесс?
Эстетика быта, как ее понимают специалисты,— это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т. е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично — значит разумно, удобно и, конечно, красиво.
Эстетика быта в детском саду — проблема сложная. С одной стороны, художественное оформление помещений — средство педагогического воздействия в цепом, средство эстетического воспитания детей, с другой — это средство решения комплексных архитектурно-художественных задач.
Воспитательная сторона художественного оформления помещений предполагает:
— целесообразность оборудования воспитательно-образовательных процессов, обеспеченность их необходимой мебелью, инструментами, пособиями и материалами для выполнения Программы воспитания в детском саду, а также размещение зон детской деятельности в помещении;
—эстетическое воздействие отдельных компонентов предметно-пространственной среды при выполнении задач общего и художественного развития ребенка;
— эстетическое воздействие на детей всей предметно- пространственной среды.
Рассматривая художественное оформление как средство решения определенных архитектурно-художественных задач, нужно принимать во внимание:
- типы зданий современных дошкольных учреждений, принципы зонирования помещений и планирования участка, тенденции развития;
— принципы цветовой отделки и освещения детского дошкольного учреждения;
— особенности специальной мебели, инструментов, пособий и материалов, использующихся для оснащения детских дошкольных учреждений;
— специфику декоративного оформления помещений детского сада (использование произведений народного и современного декоративно-прикладного искусства из текстиля, керамики, металла, дерева, пластика; репродукций картин, гравюр, скульптуры, а также всевозможных поделок из природного и бросового материала, выполненных взрослыми и детьми);
— принципы озеленения интерьера и участка, а также оформления уголков живой природы.
Посмотрим, как переплетаются между собой все перечисленные моменты. Можно ли говорить о хорошем здоровье ребенка, если он воспитывается в неблагоприятных условиях? Нет. Свет, чистота, простор — залог жизнеспособности человека. Это и главнейшие условия эстетически организованной среды. Поэтому недопустимо загораживать окна шкафами и полками, цветочными горшками, клетками и аквариумами. Располагать живой уголок следует рядом с окном. Из помещения нужно убрать все лишнее и не следует загромождать комнату мебелью, расставлять на полу много игрушек. Пусть будет просторнее. Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию. Поэтому следует чаще менять эстампы и другие предметы тематического художественно-декоративного оформления в групповой комнате. Нужно обращать внимание ребенка на качество и фактуру современных материалов, отделку игрушек, предметов обста новки.