Эстетическое воспитание в детском саду
Чтение и рассказывание детям
Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих проявлений, самостоятельности их речевых действий, суждений. Большое значение в этом процессе имеет способ преподнесения — чтение или рассказывание воспитателя. Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение:
определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжет-но-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут выразительно прочитать книгу.
Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приемами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикции, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, свое отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует поддержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т. д.
Ребенка необходимо подготавливать к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки, на экскурсии, дети узнают о фактах, явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения. Например, перед чтением стихотворения С. Есенина Поет зима — аукает... воспитатель обращает внимание ребят на заснеженные ветви деревьев, на серые, мрачные облака, на сиротливо сидящих, озябших птичек. Слушанию стихотворений о весне — Песня о весне Я. Коласа и Весенняя песенка (Снег теперь уже не тот...) С. Маршака — должна предшествовать беседа с одновременными наблюдениями за изменениями, которые произошли в природе с наступлением весны: потемнел снег, почернели дорожки, стали набухать почки на деревьях, веселее зачирикали воробьи и т. п.
Особенно тщательной подготовки требует от воспитателя чтение рассказов о В. И. Ленине, об историческом прошлом нашей страны. Задача педагога — раскрыть детям их идейно-художественный смысл. Это достигается с помощью предварительных бесед во время экскурсий, при рассматривании тематического альбома, иллюстраций к книгам.
Для углубленного понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов, сказок, в процессе которых в старшем дошкольном возрасте осуществляется элементарный анализ произведений. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному.
Характер вопросов в процессе беседы изменяется в зависимости от жанра произведения, его содержания, возраста ребенка пятого года жизни.
Детей пятого года жизни знакомят с более сложными по содержанию и форме сказками, рассказами, стихами, добиваясь, чтобы каждый ребенок эмоционально воспринимал текст, понимал содержание, умел оценить поступки персонажей.
Возрастные особенности детей позволяют шире использовать в работе метод беседы по содержанию произведения. Знакомя ребят с текстом сказки, рассказа, применяя при этом иллюстрации из книги, плоскостной театр, фланелеграф или слушание грамзаписи музыкально-литературной инсценировки, воспитатель задает детям вопросы. Прежде всего это вопросы, выявляющие общее впечатление от произведения: Какое чувство вызвала сказка? Понравилась ли она? Чем именно? Формулировка вопроса может быть различной. Затем задаются вопросы с целью помочь понять содержание произведения: О чем рассказывается?, уловить последовательность в развитии сюжета. Воспитатель спрашивает, пробуждает мысль ребенка, заставляя его размышлять о прослушанном, например: Почему девочку звали Красная Шапочка? (Красная Шапочка Ш. Перро). Почему медвежата названы жадными? {Два жадных медвежонка, венгерская народная сказка).
Следующая серия вопросов заставляет детей обратить внимание на образность повествования, повторность поэтических оборотов, эпитеты, своеобразие зачина и концовки: Какими словами начинается сказка? Какие повторения в ней имеются? Беседа способствует также запоминанию того, что понято, осмыслено.
Приведем примерное занятие в средней группе по ознакомлению со стихотворением В. Маяковского Что такое хорошо и что такое плохо?.
Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное отношение к содержанию стихотворения. Развить умение соотносить окружающее с поэтическими образам. Учить мотивированно оценивать положительные и отрицательные качества человека, раскрытые в стихотворении. Учить воспринимать поэтический текст в единстве содержания и формы.
Подготовка к занятию. Прежде чем знакомить детей со стихотворением, воспитатель сам анализирует его: уясняет основную идею — посредством противопоставления примера хорошего и плохого в характере, в поведении детей научить их любить труд, не лениться, не трусить, не грубить, быть аккуратными; выделяет основные части стихотворения, смысл которых должны понять дети: завязку (Крошка-сын к отцу пришел...), развитие действия (рассказ отца), кульминацию (заключение автора), развязку (решение сына: Буду делать хорошо и не буду — плохо); выявляет поэтические особенности стихотворения, его стиль — беседа серьезная и в то же время с легким юмором, ласковый, шутливый разговор, художественные приемы автора, усиливающие эмоциональное восприятие поэтических образов, в частности рифму. Такой предварительный идейно-художественный анализ стихотворения дает возможность воспитателю донести до детей мысли автора и тем самым выполнить важную задачу нравственного и эстетического воспитания.
Для проведения занятия заранее подбирается наглядный материал. Это могут быть иллюстрации А. Пахомова к книге Что такое хорошо и что такое плохо?, диафильм, созданный по данному стихотворению.
Воспитатель также внимательно продумывает беседу с детьми после чтения. Вопросов должно быть не слишком много; ответы на них должны продемонстрировать, как дети поняли смысл действий персонажей, как относятся к ним, как понимают авторскую позицию, пробудился ли у них интерес к поэтической форме.
Методика проведения занятия,
Сообщение темы занятия.
Выразительное чтение стихотворения.
Беседа — ответы на вопросы по прочитанному: О чем рассказывается в стихотворении? Почему один мальчик назван хорошим, а другой — плохим? С чем сравниваются хорошие и плохие поступки? Какой мальчик понравился? Почему?
В процессе беседы углубляется понимание смысла произведения, запоминаются поэтические образы, например сопоставление плохих поступков с бурей (Если ветер крыши рвет...), хороших — с солнечной погодой (солнце в целом свете). Беседа подводит детей к рассказыванию.
4. Показ иллюстраций к стихотворению.
Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения. Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию. Вместо иллюстраций после чтения можно показать диафильм.
В конце занятия полезно сделать обобщение того, что узнали дети из стихотворения, еще раз подчеркнуть отношение к персонажам.
В старшей группе усложняются задачи ознакомления с художественными произведениями. Например, читая сказку, воспитатель помогает детям понять не только ее идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции (особенности зачина, концовки, троекратные повторы, кумулятивность построения сюжета), типичность сказочного стиля, богатого образными выражениями, пословицами, поговорками, специфическими словесными оборотами, поэтичность сказочных образов.
Прочитанная сказка должна вызвать у детей эмоциональный отклик на действия героев, получить мотивированную оценку.
Приведем примерное занятие по русской народной сказке Крылатый, мохнатый да масленый.
Воспитатель выразительно рассказывает сказку, интонационно передавая разнообразие описанных в ней ситуаций: удовлетворение от дружной совместной жизни приятелей; разочарование при описании раздора, общих неудач; радость от благополучного конца; кроме того, он подчеркивает особенности речи каждого персонажа.
Осмыслению идейно-художественного содержания сказки способствует беседа. Вопросами воспитатель выявляет отношение детей к сказке, выясняет, что им больше всего понравилось. Вопрос Почему сказка называется Крылатый, мохнатый да масленый? поможет детям соотнести название с содержанием. Для уяснении содержания сказки можно предложить ребятам такие вопросы: Как рассказывается о совместной жизни воробьи, мышонка и блина в начале сказки? Что изменило их жизнь? Почему рассердился воробей? — и т. п.
Анализируя содержание сказки таким образом, педагог заостряет внимание детей на том, что для всеобщего благополучии труд каждого приносит пользу. Нужна слаженная коллективная работа всех, а раздор, недовольство, зависть разрушают дружбу и счастье.
Кроме вопросов по содержанию, в старшей группе увеличивается количество вопросов, помогающих понять художественные особенности произведения: особенности композиции (зачин, концовка, повторы), поэтичности, сказочности образов, выразительности языка.
Если дети затрудняются ответить на вопросы, поставленные в соответствии с перечисленными темами (Какие повторы в сказке вы заметили? Какие вы запомнили яркие, красочные выражения?), воспитатель подсказывает им, цитируя текст: Жили они, поживали, друг друга не обижали, Сядут за стол — не нахвалятся, А я блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!, Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали...>, а также предлагая вопросы и задания такого типа: Вспомните, какими словами говорится в сказке о воробье, когда он рассердился. (Ножками затопал, крыльями захлопал.) Из каких слов видно, что мышка, воробей и блин очень огорчены тем, что их дружба распалась?
Акцентируя внимание не только на смысловой, но и на художественной стороне произведения, воспитатель стремится, чтобы дети запоминали образные выражения, понимали их уместность в данном контексте.
Цель работы с рассказом в старшей группе — добиться, чтобы дошкольники образно воспринимали идейное содержание, соотносили его с художественной формой, осознавали жанровое своеобразие рассказа, его отличие от сказки, понимали стилевые особенности (героический, лирический, юмористический, фантастический рассказ и т.д.).
Ознакомление детей седьмого года жизни с художественными произведениями усложняется, более серьезными становятся беседы, шире и разнообразнее вопросы.
В начале беседы воспитатель, как и в младших группах, выявляет интерес ребенка к произведению в целом, помогает отметить в тексте наиболее понравившийся и запомнившийся ему эпизод и объяснить свое отношение к нему. Затем спрашивает об отдельных персонажах, о том, какие черты характера героя какими словами описаны. Эти вопросы заставляют вдумываться в значение каждого слова, подмечать точность и образность характеристик. Следующий вопрос — о названии — заставляет ребенка сопоставлять и связывать воедино отдельные эпизоды, концентрировать их вокруг главного и замечать, как это главное отражено в названии. Если речь идет о сказке (например, Сивка-бурка), то воспитатель, чтобы выяснить, усвоена ли детьми типичность сказочного повествования, задает им такие вопросы: Как изображен конь? Как о нем говорится? Как происходит превращение Иванушки в прекрасного молодца? Педагог спрашивает также, сколько раз повторяются одни и те же действия Иванушки, какими словами начинается и заканчивается сказка, т.е. обращает внимание детей на особенности композиции. Помочь детям разобраться в специфике стиля, своеобразии народной лексики можно, используя следующие вопросы: Какие вам запомнились красочные выражения, повторения, пословицы и поговорки, встречающиеся в тексте? В конце занятия предлагаются творческие задания.
При ознакомлении детей с произведениями художественной литературы воспитатель может сопоставлять их с произведениями изобразительного искусства (например, стихотворение Ф. И. Тютчева Весенние воды и картину И. И. Левитана Весна. Большая вода, стихотворение А. С. Пушкина Зима и картину В. А. Серова На севере диком, рассказ М. Зощенко Охота и картину Н. Жукова Птицы поют). Это углубляет детское восприятие, развивает мышление, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. Ребенок начинает замечать, что одно и то же явление поэт и художник раскрывают по-своему: с помощью выразительного слова в стихотворении и яркого изображения кистью на картине. Художественно-речевые занятия могут быть комплексными, т. е. сочетать ознакомление со сказкой, рассказом и работу над интонационной выразительностью речи, над совершенствованием грамматики и звуковой культуры. С этой целью во второй части занятия даются творческие игры, игры-упражнения, связанные с основной его частью. Так сохраняется сюжетно-содержательная целостность занятия, его тематическое единство. Предлагая упражнения, совершенствующие грамматически правильную детскую речь, воспитатель таким образом углубляет усвоение детьми общего содержания литературного поэтического текста и решает ряд задач, объединенных одной целью.
Занятия по ознакомлению с художественными произведениями можно включать в комплексный план, предусматривающий к тому же занятия по изобразительной деятельности и творческое рассказывание детей. Так, русской народной сказке Снегурочка можно посвятить три разных занятия: первое — рассказывание сказки воспитателем, беседа (анализ произведения, творческие упражнения, придумывание тематических загадок, упражения для совершенствования грамматической правильности речи детей); второе — изобразительная деятельность (дети рисуют самостоятельно на тему сказки Снегурочка); третье — творческое рассказывание (придумывание своей сказки по мотивам Снегурочки), Такой же комплекс занятий проводится по Сказке о царе Салтане... А. С. Пушкина и другим произведениям.
В развитии художественно-речевой деятельности большую помощь могут оказать технические средства обучения. Динамичность, красочность, яркость световых картинок, показ которых сопровождается выразительным чтением, вызывают у детей эмоциональное переживание, а это создает основу показательной деятельности, предпосылки для эстетического воспитания.
Какие же технические средства можно использовать на занятиях? Как соотнести их с чтением или рассказом воспитателя, с показом иллюстративного материала, с собственной деятельностью — воспроизведением приобретенных ими знаний, умений, навыков?
В воспитательной работе с дошкольниками из большого разнообразия средств используются прежде всего фильмоскоп для показа диафильмов, эпидиаскоп для просмотра диапозитивов, проигрыватель и магнитофон для прослушивания звукозаписей. Техника становится помощником педагога при ознакомлении детей с новым художественным текстом (способствует более глубокому его восприятию), при закреплении полученных знаний, в целях проверки усвоения их детьми, при обучении пересказу, выразительному чтению, рассказыванию, при составлении собственных рассказов. Но использование технических средств должно быть строго регламентировано. Нельзя подменять ими другие методические приемы. Если все занятие будет сведено к просмотру диафильма или слушанию грампластинки, тогда невозможно будет осуществить целый ряд программных задач художественно-речевого воспитания, нарушится непосредственное, живое общение взрослого и ребенка.
Приведем примеры использования диапозитивов в обучении.
На занятии в подготовительной к школе группе при ознакомлении со Сказкой о царе Салтане... А. С. Пушкина воспитатель ставит следующие задачи: раскрыть ее идейно-художественное содержание, подвести детей к умению давать правильные характеристики героев (царя Салтана, Гвидона, царицы, царевны Лебедь), показать им поэтичность, образность языка, научить замечать повторы, сравнения, меткие выражения и уметь объяснить их необходимость в тексте. Перед чтением сказки следует показать детям диапозитив. Цветное, яркое изображение, выразительное чтение воспитателя эмоционально воздействуют на маленьких слушателей, заставляя думать об увиденном и услышанном. На следующий день во время занятия воспитатель напоминает содержание сказки, читает отдельные эпизоды, а затем проводит беседу, задавая вопросы, которые помогут каждому ребенку осмыслить содержание, художественные особенности, выразительные средства произведения (повторы, образные сравнения: А как речь-то говорит, словно реченька журчит, злыми жабами глядят и другие), научат отличать стихотворный текст от прозаического, помогут составить правильное представление о героях сказки.
Диапозитивы демонстрируют и непосредственно на занятии. Например, прежде чем прочитать стихотворение С. Михалкова Цирк, воспитатель показывает диапозитивы. Дети с интересом рассматривают на экране своих любимых цирковых артистов:
умных дрессированных собачек, медвежат, льва, канатоходца, жонглеров. После этого педагог выразительно читает текст, а затем в беседе проверяет, насколько правильно усвоено детьми содержание.
Диапозитивы можно использовать не только при первом, начальном восприятии художественного произведения, но также при повторении знакомого материала, для закрепления навыков пересказа и выразительного чтения детей, при выполнении ими творческих заданий.
Воспитатель иллюстрирует диапозитивами и отдельные эпизоды из разных сказок, чтобы, узнавая, ребенок смог самостоятельно пересказать какую-либо из них.
Для выполнения творческих заданий и закрепления навыков выразительного чтения можно показывать диапозитивы, изображающие людей, животных, птиц, отдельные предметы, овощи и т. п. Детям предлагается загадать, загадку (уже известную или придумать свою) о предмете, который они сейчас видят (показать диапозитив), или прочитать стихотворение — о чем? — сейчас узнают (показать диапозитив с изображением цветов: колокольчика, одуванчика, незабудки). Занятие приобретает форму игры. У ребят появляется желание вспомнить как можно больше стихотворений, прочитать их выразительнее, придумать загадки интереснее.
Более углубленному восприятию содержания рассказов, сказок способствуют диафильмы. Особенно велика их роль при ознакомлении детей с произведениями историко-революционного содержания. Диафильмы дают возможность почувствовать атмосферу времени. А это очень важно, так как у дошкольников еще не развито чувство исторической перспективы, им трудно представить себе прошлое, связать исторические события с каким-то определенным периодом.
В детском саду широко применяются повторные занятия для лучшего усвоения и запоминания литературного материала. В этом случае также используются диафильмы. Например, воспитатель рассказывает русскую народную сказку Хаврошечка, беседует с детьми, помогая им уяснить содержание. Через некоторое время сказка прочитывается снова уже с показом диафильма. Знакомые герои оживают на экране, хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи, сравнения, метафоры значительно обогащают речь ребенка, делают ее образной и выразительной.
Обучению детей выразительному чтению, подготовке их к драматизации помогает прослушивание в грамзаписи стихотворений, исполняемых мастерами искусств.
Большую помощь в работе с детьми оказывает магнитофон. Педагог может использовать его в целях ознакомления детей с записанными на пленку рассказами, стихотворениями, инсценировками или для проведения анализа художественно-речевой деятельности, прослушивая записи детского исполнения. Это дает возможность детям самим оценить придуманные ими сказки, загадки, выделить лучшие. Кроме того, магнитофонные записи занятий (по пересказу, выразительному чтению наизусть) и развлечений дают возможность сделать вывод об эффективности методики работы по развитию речи или, наоборот, отметить недостатки ее, помогают проследить постепенный рост художественно-речевого развития ребенка (если сравнить записи детских суждений о какой-либо сказке, пересказа или собственного творчества, сделанные в начале и конце года).
Итак, активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе с художественной литературой:
— беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
— тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;
— выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
— беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;
— творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;
— упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;
— применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.