Эстетическое воспитание в детском саду
Обучение выразительному чтению наизусть
В развитии художественно-речевой деятельности большое значение имеет формирование исполнительских способностей. Важно учить декламировать отчетливо, естественным голосом, ясно выговаривать все звуки в словах, окрашивая их яркой, образной интонацией, проявлять свое отношение к читаемому. Старшие дошкольники должны уметь управлять своим голосом, разнообразить темп, выделять в тексте смысловые моменты и ударения, пользоваться паузами.
Основной принцип занятий по обучению выразительному чтению наизусть — занимательность, применение самых разных, в том числе игровых, приемов.
Для осмысленного запоминания поэтического текста необходимо подготавливать детское восприятие. Этому способствуют беседы, устанавливающие связь между содержанием стихотворения и окружающей ребенка действительностью. Например, в средней группе при разучивании стихотворения Е. Благининой Флажок воспитатель показывает детям флажок и спрашивает, где и когда они видели такой же. Беседа, предваряющая разучивание стихотворений Е. Серовой Колокольчик, Одуванчик, может состоять из ответов детей на 2—3 вопроса по поводу проведенной тематической экскурсии на зеленую полянку. Иногда эта беседа по картине, подобранной воспитателем в соответствии с темой стихотворений.
После такой подготовительной работы воспитатель сначала сам читает все произведение (дает образец), затем проводит беседу по тексту и повторное чтение, при котором внимание детей обращает на интонационную сторону, и наконец предлагает исполнять самим детям (2—3 человека). Заучивание наизусть стихотворений развивает способность чувствовать художественный образ, слышать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, понимать ее интонационное своеобразие.
Готовясь к занятию, воспитатель отрабатывает выразительность собственного чтения, тщательно продумывая беседу, составляет вопросы аналитического характера, которые должны помочь объединить в детском сознании единство содержания и формы. Например; О чем рассказывается в стихотворении? Кто первый будит сонный брег и гласит о весне? (Ф. Тютчев. Весенние воды); Какие слова и для чего повторяются? Почему вы решили, что поэт воспевает весну? (Я. Колас. Песня о весне); Почему Мороз назван косматым? Какими словами охарактеризовано весеннее солнце, ручей? Какая земля весной? Почему подснежник назван разведчиком, посланцем весны? (Е. Серова. Подснежник),
Ответы детей должны быть близкими к тексту. Именно тогда они почувствуют поэтичность образов, поймут, что о знакомых явлениях можно сказать красиво, ощутят своеобразный ритм, напевность поэтического слога, поймут жанровое своеобразие произведения. Это поможет и скорее запомнить стихотворение, прочитать его наизусть. А заданный вопрос о том, что прочитано — стихотворение или рассказ — и в чем их отличие, не вызовет у ребенка затруднений.
Для более глубокого осмысления текста воспитатель предлагает детям посмотреть репродукции картин, соответствующих теме стихотворения. Хорошо помогает запоминанию стихотворения и выразительному чтению его прослушивание грампластинок с записью этого произведения в исполнении мастера художественного чтения.
Приведем примерный конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина Поет зима — аукает....
Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное нос-приятие стихотворения. Показать им сопоставимость явлений природы с поэтическими образами, что поможет им осмысленно запомнить текст. Учить выразительно читать стихотворение с определенной интонацией, с правильными логическими ударениями, четко произнося слова, следя за тем, чтобы темп и сила голоса соответствовали произносимому тексту.
Подготовка к занятию. Воспитатель анализирует стихотворение: уясняет идейное содержание, соответствие его способам художественного воплощения; определяет основную тональность, характер стихотворения, выделяет в нем сюжетно-логические, смысловые части, подготавливает вопросы к ним: Что хотел сказать автор в этой части? Какую картину он нарисовал? Какое настроение создается у слушателя?
В данном стихотворении выделяются четыре смысловые части: 1) описание зимнего леса, 2) метелица и озябшие птички во дворе, 3) усиливающаяся злая вьюга н 4) мечта дремлющих пташек о весне.
В первой части автор рисует картину уснувшего, убаюканного метелью леса. Читать ее надо напевно, замедленно. Во второй части интонационно нужно передать чувство жалости к воробышкам, которые, как детки сиротливые, прижались у окна, голодные, усталые. В третьей части голос немного повышается и темп чтения убыстряется, создается картина вьюги, которая с ревом бешеным стучит по ставням свешенным. Последнюю часть — концовку — следует читать задумчиво, с предощущением радости, которая придет вместе с весной.
Воспитатель продумывает беседу с детьми, составляет вопросы для этой беседы; подготавливает иллюстративный материал. Методика проведения занятия.
1. До чтения стихотворения воспитатель проводит беседу о зиме, выявляет, что дети знают об этом времени года. Это можно сделать не только на занятии, но и во время экскурсии, прогулки, обратив внимание на зимний пейзаж. Воспитатель вспоминает с детьми знакомые стихотворения, загадки о зиме.
2, Сообщение темы. Показ цветных диапозитивов из комплекта На родине С. Есенина (Портрет писателя. Село Констант и ново. Дом родителей. Уголок комнаты. Стол, за которым писал С. Есенин. Рязанская осень). Показ диапозитвов воспитатель сопровождает рассказом о поэте, о том, что Есенин очень любил природу своей Родины. Он родился и вырос в селе, расположенном на высоком берегу Оки, откуда далеко были видны заливные луга, леса, озера. Красота родной природы вдохновляла его на создание задушевных стихотворений.
После такого вступления воспитатель выразительно читает стихотворение.
3. Беседа по вопросам:
Какое чувство вызвало стихотворение? О чем рассказывается в стихотворении?
Из каких слов видно, что поэт говорит о зиме как о живом существе? Что говорится о воробышках? С кем они сравниваются? Почему лес назван мохнатым?
Как говорится о метелице? О чем мечтают пташки нежные? Какой им представляется весна?
4. После беседы — повторное чтение стихотворения, затем предлагается читать тем детям, кто запомнил наизусть. Воспитатель обращает внимание на выразительность их чтения, исправляет, объясняет, почему нужно читать так, а не иначе.
5. В конце занятия предлагаются творческие упражнения, развивающие образность речи:
— придумать определение к заданному слову (лес, облака);
— придумать сравнения к слову воробышки.
Воспитатель напоминает детям, что в стихотворении лес назван мохнатым, и спрашивает: А как еще можно сказать о лесе? Какой он? Воробышки сравниваются с детками сиротливыми? С кем еще можно сравнить их? Аналогичные вопросы педагог задает и по другим словам, к которым нужно придумать образное сравнение.
После занятия в книжный уголок следует положить книгу стихов С. Есенина с иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций будет стимулировать желание детей быстрее запомнить стихотворение и читать его наизусть.