Эстетическое воспитание в детском саду
Развитие выразительности и образности речи
Один из показателей художественно-речевого развития детей — образность их речи, умение выразительно читать и рассказывать. Эти свойства развиваются в процессе заучивания и чтения наизусть, при запоминании пословиц, загадывании загадок, в специальных упражнениях.
Воспитатель, выразительно читая произведение, стремится прежде всего вызвать у детей интерес к нему. Они запоминают поэтические обороты, характерные выражения и начинают употреблять их в своей речи.
Выработке четкого произношения способствуют скороговорки. Сначала следует упражняться на более простых текстах, в медленном темпе, постоянно усложняя содержание и убыстряя темп. Повторение одинаковых или близких по звучанию слогов развивает речевой аппарат, улучшает дикцию, а это необходимо для выразительности речи.
Активизации поэтического слуха, т. е. способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием, помогают творческие задания. Характер и содержание их определяется конкретными задачами педагогического процесса. В старшем дошкольном возрасте возможны такие типы заданий:
— загадывание и отгадывание загадок, развивающих сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают игру, они любят не только загадывать известные им загадки, но и придумывать свои;
— чтение наизусть пословиц, поговорок. Эти задания помогают ребенку приобрести навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем формируют способность чувствовать мелодичность и ритм поэтической речи;
—придумывание определений к заданному слову (лес — дремучий, непроходимый и т. п.);
—рифмовка отдельных текстов, помогающая понять особенности стихотворной речи. Такие задания выполняются в конце занятия по ознакомлению с поэтическим произведением. Детям предлагается такая игра: придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково. Воспитатель называет слово, а дети рифмуют его с другими словами: сад — виноград, акробат, рад и т. п.
Формируя навык выразительного чтения и рассказывания, необходимо учить детей чувствовать художественную речь, развивать у них восприимчивость к слову, обучать технике речи: правильному дыханию, четкой дикции, умению управлять своим голосом. С этой целью полезны специальные задания. Развивая речевую выразительность, следует при пересказе подчеркивать интонацией характер персонажей. Например, в сказке Волк и семеро козлят за волка нужно говорить низким, грубым голосом, а за козлят — слабым, тоненьким и т.п. Возможны также задания на определение настроения, выраженного одной и той же фразой, произнесенной с различной интонацией. Воспитатель то радостно-восторженно, то озабоченно-грустно произносит фразу: Зима пришла. Дети должны определить, в каком случае звучит радость, а в каком передается грустное настроение. Чтобы научить ребенка определять логические ударения в тексте, целесообразно, прочитав четверостишие, спросить, почему нужно выделить то или иное слово. Подобные задания помогают совершенствовать этот навык, обогащают детскую речь выразительными интонациями.
Речевая образность развивается как во время слушания, заучивания наизусть художественных текстов, так и при выполнении специальных творческих заданий: подобрать синоним к заданному слову (путь — дорога, горевал — печалился, радовался— веселился), найти антоним (светлый — темный, веселый— грустный), придумать сравнение (солнце, как добрый волшебник). Выполняя такие задания, дети задумываются над смыслом слов, стремятся употреблять их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление. Они приобретают первоначальные знания об образности слова, у них развивается понимание различных оттенков его.
Пересказ и рассказывание
Одной из задач художественно-речевого воспитания является обучение пересказу, рассказыванию, развитие начальных форм словесного творчества.
Программа воспитания предусматривает обучение пересказу со средней группы и постепенно (от воспроизведения того, что они запомнили из текста) подводит к более сложным формам пересказа в старшем дошкольном возрасте. Если четырехлетние передают содержание коротких сказок, знакомых им с младшей группы (Теремок, Курочка-ряба и др.), с помощью вопросов воспитателя, то старшие дети могут самостоятельно, последовательно, эмоционально пересказывать содержание рассказа или сказки, подмечая и употребляя в своей речи сказочные повторы, постоянные эпитеты, образные выражения.
Методика занятий по обучению пересказу разнообразна. Это могут быть занятия с использованием фланелеграфа, настольного театра, иллюстраций. Воспитатель заранее подготавливает картинки, изображающие знакомых детям персонажей, выставляет одну из них на фланелеграф и просит назвать, из какой это сказки. Затем кто-либо из детей пересказывает сказку, а развитие ее сюжета изображается на фланелеграфе. Пересказ можно проводить по частям. Ребята оценивают пересказ товарищей, называют лучший и говорят, почему он понравился больше. Следует учить детей самостоятельно, мотивированно оценивать исполнение своих сверстников, давая образец такой оценки. Например, назвать лучшим пересказ, в котором были использованы наиболее характерные поэтические обороты из текста, изобразительные средства, раскрывающие характер персонажей. Занятие по обучению пересказу на ранее незнакомом материале строятся так: сначала воспитатель сам читает текст, проводит беседу, задавая вопросы, анализирующие произведение, затем читает еще раз, и уже после этого дети пересказывают его с помощью иллюстраций, настольного кукольного театра или диапозитивов. Пересказывать можно по ролям. На занятиях по пересказу знакомых сказок ребенку предоставляется возможность выбора и произведения, и соответствующих наглядных пособий. Поскольку текст уже знакомый, от рассказчика можно требовать логичности, последовательности в изложении содержания, яркости, образности языка — использования сказочных оборотов речи, эпитетов, повторов, зачина и концовки, передачи своего отношения к содержанию, к героям, интонационной выразительности речи.
Пересказ широко распространен и в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей. Они пересказывают друг другу запомнившиеся и выученные на занятии художественные тексты, драматизируют их.
Большое внимание воспитатель должен уделять выразительности детского исполнения. Этому помогут не только перечисленные выше специальные упражнения, но и прослушивание вне занятий музыкально-литературных инсценировок в грамзаписи. Такое прослушивание, например, знакомой сказки развивает и значительно обогащает речь ребенка, способствует закреплению в его памяти известных сказочных оборотов, выражений, сравнений, способствует запоминанию песенок, исполняемых каким-либо персонажем. Вслушиваясь в различные интонации, дети затем стараются подражать им при пересказе, в драматизации.
После прослушивания пластинки воспитателю следует обязательно поговорить с детьми о выразительности исполнения. Например, после прослушивания сказки Три поросенка может иметь место такая беседа:
Воспитатель. Каким голосом волк требовал, чтобы ему открыли дверь? Саша {низким, рычащим голосом, тоном приказа). Сейчас же отопри дверь!
Воспитатель. Как говорил волк, когда он хотел обмануть поросят? Ира (тонким, ласковым голоском, растягивая слова). Это я-я-я, бедная маленькая овечка!
Воспитатель. Почему вам жалко убегающих от волка поросят? Миша. Они жалобно, испуганно визжат.
Так закрепляются навыки исполнения, которые дети применяют самостоятельно при пересказе и рассказывании.
Из разнообразных видов рассказывания (по картинке, по опыту, по словесному образцу) в старшем дошкольном возрасте нужно выделить творческое рассказывание, навыки которого приобретаются детьми в процессе выполнения различных заданий, активизирующих речь: придумывание определений к слову, подбор рифмующихся слов, синонимов, антонимов, сравнений, придумывание загадок, сказок на определенную тему.
Приведем примеры подобных заданий:
6. Детям предлагается придумать загадку про животное, но так, чтобы можно было догадаться, о каком именно идет речь. Дети придумывают: Толстый, бурый, люблю мед, живу в лесу, лапу сосу, Рыжая плутовка кур ворует, в доме своем не ночует.
7. Предлагается придумать слова, чтобы они обозначали то же самое, что обозначает, например, слово радоваться, а звучали бы по-другому.
8. Нескольким детям предлагается поочередно рассказать об игрушке, не повторяя друг друга. Рассматривая, например, зайца, ребенок рассказывает: Зайчик белый, пушистый, с длинными ушками, маленьким хвостиком, добрый, трусливый, робкий, на шее у него колокольчик висит. Затем воспитатель предлагает сравнить этого игрушечного зайца с другим и показывает серого, значительно большего. Такие задания развивают навык выражать свои мысли образно, подготавливают к творческому рассказыванию.
9. Каждому ребенку предлагается придумать собственную сказку или рассказ. При этом внимание фиксируется на выборе персонажей (Кого ты возьмешь в сказку? — Лисичку и зайчика, Лисичку, зайчика и собачку), напоминаются характерные особенности сказочного повествования (Какими словами начинается сказка? — Жили-были, За высокими горами, за дремучими лесами). На вопрос Чем кончается? дети отвечают по-разному. Одни говорят: На том и сказке конец, а кто слушал — молодец, другие в своих ответах подмечают сущность содержания: Побеждает хороший, а злой попадает в беду.
При выполнении таких задании предусматривается использование фланелеграфа, плоскостного настольного театра, образных игрушек. От ребенка требуется умение самостоятельно решить, что он будет рассказывать (сказка, рассказ), чем станет иллюстрировать (фланелеГраф, настольный театр, соответствующие картинки). Творческая^ деятельность пяти-шестилетних в большей мере, чем деятельность детей подготовительной к школе группы, направляется воспитателем. Он помогает ребенку составить план рассказа, продумать композицию, подмечает с ним характерные особенности сказочного повествования.
В конце занятия воспитатель с помощью вопросов помогает детям оценивать творчество своих товарищей. Таня: Сказка Саши мне больше всех понравилась, потому что у нее было хорошее начало: Жили-были зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и песик Барбосик. Сказка короткая, интересная. Зайчик и песик жили дружно, а хитрую лисичку-сестричку, плутовку, выгнали из своего домика.
Детскому творчеству предшествует сотворчество с воспитателем, проявляющееся в том, что ребенок сначала продолжает предложенный сюжет, учится развертывать повествование не только по началу рассказа или сказки, но и по основным моментам сюжетного действия. Хорошо усвоив народные сказки, он начинает придумывать (по аналогии) своих персонажей самостоятельно.
Таким образом, рассмотренные и проверенные на практике виды занятий являются основными в организации художественно-речевого воспитания детей дошкольного возраста.