Эстетическое воспитание в детском саду
эстетическое воспитание в детском саду
С давних времен люди задумывались о значении эстетического воспитания.
Каким должно быть эстетическое воспитание, его цели и методы – размышляли еще Платон и Аристотель. С тех пор они претерпели несколько изменений, которые объяснялись развитием эстетики как научной дисциплины и определением ее предмета. Сам термин «эстетика» родился от древнегреческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы, стоящие на позиции материализма, такие как Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский, что объектом науки эстетики является прекрасное. Это определение легло в основу системы эстетического воспитания.
Но эстетическое воспитание неотделимо от воспитания ребенка в целом. Эстетика присутствует во многих аспектах жизни ребенка, она идет вместе с его умственным, нравственным и физическим воспитанием. Эстетическое воспитание проявляется в самых разных формах деятельности ребенка – занятиях, играх, быту, труде, праздниках и т.д. В программу развития даже самого маленького ребенка заложено приобретение таких навыков как аккуратно одеваться и раздеваться, быть опрятным. Эти требования перерастают в стандарты физического развития, необходимости культурно-гигиенических процедур. Начало эстетического воспитания кладет обучение простейшим нормам поведения. Ведь именно эти незаметные проявления воспитанности являются зародышами эстетических качеств. Позднее они подведут ребенка к более глубоким нравственным переживаниям.
Отношение к труду, к общественной жизни говорит о сочетаемости в воспитании ребенка эстетических и этических аспектов.
В дошкольном возрасте эстетическое отношение к окружающему ребенку миру выражается в малозаметных формах, но весьма своеобразных. Например, сюжет для игры трехлетним малышам придумывает воспитатель, который вступает в игру вместе с ними. Четырехлетние дети уже могут играть самостоятельно, а иногда и сами придумают сюжет. Пятилетним поручается найти сюжет без помощи воспитателя и самостоятельно начать игру. Дети старше уже не нуждаются в подсказках взрослых и придумывают игры, проявляя тем самым инициативу.
Сначала детям предлагаются простые и доступные для их понимания игры, затем они усложняются. В младшей группе из кубиков выстраивается простая линия. Дети из старшей группы сортируют кубики по цвету и форме и укладывают их в фигуры более аккуратно. Некоторые дети ломают симметрию, тем самым проявляя креативность характера. Они выдумывают новые сочетания цветов и формируют невиданные линии. Таким образом, даже при таком простом занятии у детей развивается чувство формы, цвета и пространства.
Методика эстетического воспитания основана на общей деятельности воспитателя и детей. Его целью является развитие творческих способностей каждого ребенка, подготовка его к восприятию художественности предметов, их использование в продуктивной деятельности, определение отношения к природной, предметной и, что немаловажно, социальной среде.
Но успех педагогической работы зависит от того, насколько учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и потребности. Также важен общий уровень развития воспитанника.
Надо помнить, что эстетическое восприятие жизненных ситуаций очень индивидуально и избирательно. Важен эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок от рождения открыт всему красивому в природе, среди предметов, в искусстве, но особенно он отзывчив на добрые, красивые чувства людей. И здесь огромное значение приобретает его личный опыт, переживания, его стремления и побуждения.
В процессе эстетического воспитания можно использовать разнообразные методы. Но скорее всего их выбор будет продиктован условиями: возможностью использовать качественный художественный материал в достаточном объеме, формами организации других видов деятельности, возрастом ребенка. Но главное условие – это уровень эстетического развития педагога, его мастерство и способности донести прекрасное детям.
Эстетическую информацию ребенок получает не только в детском саду. Она идет к нему из социальной среды, предметов, которыми он окружен, явлений природы, художественных произведений. Важно, чтоб ребенок воспринимал явление в целом – например, сюжета картины или образного построения музыкальной пьесы. Затем необходимо научить ребенка распознавать звуки, различать оттенки цветов, вглядываться в разнообразие форм. Для этого педагогу необходимо обращать внимание ребенка на детали, научить наблюдать и анализировать. Например, при просмотре фильма особенно быть внимательным к названному персонажу, а затем описать его поведение, речь, одежду.