Эстетическое воспитание в детском саду
Художественно эстетическое воспитание
Художественно эстетическое воспитание занимает немаловажную роль в учебном процессе. Главными задачами воспитания дошкольников, соответственно принятому положению, выступают:
- охрана жизни, укрепление и сбережение физического, и также психического здоровья;
- обеспечение физического, художественно-эстетического, а также познавательного развития детей в соответствии со стандартом образования;
- обеспечение эмоционального благополучия.
Однако в педагогической практике до нынешнего времени не признана недооценка важной роли такого процесса как художественно эстетические воспитание в качестве одного из направлений эстетической системы в создании гармоничного отношения ребёнка к окружению. Корректировка модели воспитания, реализация личностного подхода в организации такого педагогического процесса как художественно эстетическое воспитание требует пересмотрения целей, функций творческой деятельности, но практически это осуществляется медленно и к сожалению художественно эстетическое воспитание не всегда результативно.
Множественные исследования, проведенные на базе такого процесса как художественно эстетическое воспитание, показали, что некоторые дети, овладевшие основами изобразительной деятельности, не имеют осознанных представлений о явлениях действительности.
"Обследование детей шести-восьми лет показало, что лишь 24% диагностируемых проявляют способность осознавать эмоциональное свойство явлений действительности и выделять прекрасное в окружающем; 86% детей не способны адекватно оценить собственные творческие возможности. У данной группы отсутствует мотивация к реализации самого себя, а также плохо развита творческая инициатива. [А.М. Страунинг, 1996].
Выполнив анализ возможностей, которые дает художественно эстетическое воспитание и сопоставив их с организацией процесса в действительности, стали видны последующие недостатки и в организации, и в руководстве:
- отсутствие принципа комплексности в применении всех средств художественно-эстетического воспитания и последующем планировании воспитательной системы;
- отсутствие специализированных методик предназначенных для диагностики уровня развития детей дошкольного возраста;
- отсутствие учета психолого-педагогических условий в организации, а также руководстве воспитательной работы, которую предусматривает художественно эстетическое воспитание по восприятию детьми окружающего мира, а также произведений искусства;
- низкий уровень подготовки педагогов в таком направлении работы как художественно эстетическое воспитание.
Следует также заметить, что занятия ручного творчества предполагают не только лишь овладение технической стороной, но и осознание значимости данной деятельности. Поскольку каждый вид деятельности развивает определенный тип отношения к действительности: таким образом познавательная – полностью детерминирует гностическое отношение к окружению; преобразовательная – пробуждает творческое отношение к предметной среде; ценностно-ориентационная – направляет сознание на уважение гуманистических основ жизни в структуре отношений. Творческая деятельность, которая объединяет все вышеуказанные виды деятельности, развивает ъхудожественно эстетическое воспитание и отношение ребенка к окружению. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической, а также органической мотивацией поведения в качестве начального стимула освоения данных отношений и в одночасье их результат, который реализован в продуктах творчества.
Более детально рассмотрим пример занятия:
Цели такого занятия как художественно эстетические воспитание:
- развитие чувства прекрасного, способность видеть прекрасное, любоваться увиденным;
- развитие восприятия цвета;
- развитие воображения;
- ознакомление с техникой рисования при помощи акварели;
Материалы к такому занятию как художественно эстетические воспитание:
- картинки на которых изображена радуга;
- краски, бумага, разнообразные кисти для рисования;
Вспомогательная подготовка. Специализированные игры и упражнения направленные на развитие восприятия цвета, чтение литературы.
Художественно эстетические воспитание может иметь следующий пример занятия:
Педагог: Расскажу я вам сейчас сказку о волшебной стране, в которой живут прекрасные феи. Называется данная страна – Красиндия, а феи – это краски, и каждая из них имеет собственный цвет.
(Педагог, организуя художественно эстетические воспитание, должен показать детям краски, а затем попросить их назвать цвета данных красок).
Вот это красный цвет, что бывает красного цвета? (Ответ детей). А вот это зеленый и т.д.
(После педагог, практикуя художественно эстетические воспитание, просит ребят принести из уголка кубики разных цветов и назвать их цвет. Или можно самостоятельно называть цвет, а дети просто будут приносить соответствующие кубики).
Вот о этих феях я и буду рассказывать сказку, но не просто буду рассказывать, а буду еще и рисовать данную сказку. Это важный момент такого процесса как художественно эстетические воспитание.
«Как то раз маленькие феи решили прогуляться, но не спросили разрешения, и забыли сказать, куда они пошли гулять. А знаете, что бывает, когда дети уходят из дома, правильно, они могут потеряться. Вот именно это и произошло с феями. Они веселились, кувыркались в травке, летали по цветочкам, поскольку они маленькие и легкие, словно бабочки. Но налетел ветер, подхватил фей и забрал их с собой, а потом утих и отпустил волшебных фей. Они оказались одни в незнакомой траве. Рядышком протекала речка, а там, где проживали феи, речки вовсе не было, и тут им стало ясно- они заблудились. Что им делать и как же попасть домой? Но тут они встретили божью коровку и решили спросить, известно ли ей, как им можно найти дорогу в свою родную страну. Она, естественно, знала, где находится их страна, поскольку была в данной стране, когда подкрашивала собственные крылышки. Но, чтобы попасть туда следует перейти по волшебному мосту, а называют данный мост радугой. Феечки поблагодарили божью коровку и захотели узнать, где же расположен данный мост, но она уже успела улететь. Как теперь узнать, где расположен мост».
(Педагог, развивая художественно эстетические воспитание, должен предложить детям подумать, чем можно помочь феям.)
Можно нарисовать волшебный мост, поскольку наши феи – это краски и они смогли бы изобразить радугу и по ней вернутся в собственную страну. Так развивается художественно эстетические воспитание.
(Педагог предлагает детям посмотреть на картинки с радугой и назвать цвета. Затем предлагает попробовать изобразить радугу на бумаге, называя при этом цвета: красный – рисуют красным, оранжевый – оранжевым ...)
В процессе занятия читаются стихи, загадываются разнообразные загадки.
По завершению работы дети совместно с педагогом рассматривают рисунки, рассказывают, кто что изобразил в собственном рисунке, а после оформляют работы на выставку.